Волкова Слободка  

    Волкова Слободка – деревня на территории Железногорского района Курской области. Высота над уровнем моря: 221 м. Входит в состав Волковского сельсовета.

Поблизости: Волково, Пасерково, Азаровский, Светлый Дунай, Магнитный.

Исторически распространенные фамилии: Гришины, Овсянниковы, Кузелевы, Мосины, Толобаевы.  

     В настоящее время Волкова Слободка является частью села Волково и называется местными жителями "Слободка". До 1979 года она была отдельной административно-территориальной единицей, деревней, и являлась таковой на протяжении почти трёхсот лет. Расположенная всего в километре от Волково на одной и той же речке Чернь, деревня, по сути, всегда примыкала к нему в общественной, хозяйственной и социально-культурной сферах жизни. В клуб, в магазин, в правление колхоза (с 1950 г.), в сельсовет "слободские" ходили в Волково через мостки на Черни. В разные эпохи территориально входила в Речицкий стан Кромского уезда Белгородской губернии, Луганский, Дмитровский уезды Орловской губернии, Волковскую волость Дмитровского уезда, Михайловский и Дмитриевский районы ЦЧО, Михайловский, Дмитриевский, Железногорский районы Курской области.

     Наиболее ранний документ, где упоминается Волкова Слободка, - это "Переписная книга Речицкого стана Кромского уезда 1710 года". В ней записано: "В слободке Волковой князя Юрья Юрьева Трубецкого у крестьян 4 бани". Следовательно, уже в это время здесь обитали несколько  семей владельческих (крепостных) крестьян.

     В конце XVIII – начале XIX вв. деревня находилась во владении генерал-майора Александра Петровича Ермолова.  По данным на 1816 год за ним числились 29 крестьянских дворов, а в них - 103 души мужского пола и 103 - женского. А генералу селение досталось после 5-й ревизии по купчей от князей Бориса Андреевича Голицына и Ивана Дмитриевича Трубецкого. К 1851 году его потомку, поручику Федору Александровичу Ермолову, в Волковой Слободке достался... один мужик.

     В середине XIX в. деревня  принадлежала губернскому секретарю Федору Федоровичу Пантелееву. В 9-й ревизии 1850 года указан 81 двор с 428 жителями, а в 1871 году - только 34 двора, где проживали 269 душ. Куда же пропали бывшие за каких-то полтора десятка лет до того  47 дворов и 159 душ? Скорее всего, куда-то переселены помещиком.

     В "Списке земли Дмитровского уезда, обложенной уездным земским собором на 1874 г." владелицей Волково-Слободского поместья записана жена действительного статского  советника Зиновьева Мария Петровна, владевшая также землями в Верхней Гремячей, Андреевке, Плоском, Авиловке. Кроме М.П.Зиновьевой, землями при д.Волковой Слободке в этот год владели также крестьяне Михаил Алексеев, Иван Андреев.

      Статистика на 1894 год излагает следующую картину:

деревня Волкова Слободка (бывшая помещика Пантелеева) - в 25 верстах от уездного центра г.Дмитровска, в 1 версте от волостного центра с.Волково, расстояние до школы в с.Волково - 1 верста, до врачебного пункта - 1 верста (в с.Плоское), до места сбыта - 25 верст (г.Дмитровск). Семей - 54, муж.п. - 166, жен.п. - 167; по возрасту больше всего молодежи  до 15 лет -146 человек, меньше всего - пожилых людей свыше 60 лет - всего 23 человека; калек - 3, солдат на действительной службе - 5, семей с безграмотными - 44, семей с грамотными и полуграмотными - 10, всего 7 грамотных мужчин и 1 женщина, да еще два учащихся - мальчик и девочка; больше одной избы - у двух семей, у 52-х - по одной избе, с белой топкой - 25 изб, с черной топкой - 31, бездомных семей – 1.

   Крестьяне Волковой Слободки своей мельницы на речке Черни до революции не имели, зато работали 9 маслобен, бивших большей частью конопляное масло. 

 

                                                                            "Слободское" раскольничество

     В Волковой Слободке издавна укоренилось старообрядчество поморского и федосеевского толка.

  Немногие крестьяне приходили в село Волково, в православный храм Рождества пресвятой Богородицы. Большинство жителей были старообрядцами. В "Дневнике Епархиального миссионера" ("Орловские Епархиальные ведомости", 1906 г., №12) А.Георгиевский записал, что в древности крестьяне этого селения "принадлежали Московскому Данилову монастырю, почему до сих пор они именуют  о самих себя "монастырскими", а всю местность (Волково, Рясник, Волкова Слободка, Лужки, Пасерково) - "монастырщиною". Однако по всем документам кон. XVII в. - нач. XVIII в.  они записаны не за Даниловым, а за Новодевичьим монастырем, миссионер допустил здесь ошибку.  На 1905 г. в Слободке из 161 муж. и 156 жен. соответственно 128 муж. и 124 жен. являлись раскольниками.

     Православные миссионеры вели работу по возвращению старообрядцев в лоно церкви, но те упорно не хотели отказываться от своих убеждений. В целях перевоспитания жителей здесь в 1897 году открылась  Волково-Слободская школа грамоты от церковного ведомства. Заведовал ею священник Георгий Петрович Косминский, а с 1905 года, кроме священника, здесь учительствовал  Мефодий Семенович Маркин, окончивший второклассную учительскую школу. Школы и учителя содержались в основном за средства крестьян.

                                                 Из Дневника епархиального миссионера А.Георгиевского:

    "1898 год. Раскольники с усилением миссионерского воздействия на них заметно ослабевают в своей вражде к православным пастырям и пастве. В деревне Волковой Слободке требоисправителем был в первую половину отчетного года Никон Александрович Толобаев, но в сентябре, когда безнравственность Толобаева достигла крайних пределов (он пропил богослужебные книги, украл мешки с хлебом и занимался другими стыдными делами), Шмуров (духовник из с.Лужки) удалил его от старчества, а на место его поставил Максима Белова.

     Если таковы понятия о возможности спасения и составе богослужения у самого начётника, то что же говорить о народной массе! Повальное невежество, религиозная закосневелость, сухое безжизненное понимание существа веры, сведение её к одному мертвому формализму, к бессмысленному чтению по старым книгам - в особенности присущи здешним поморцам".

   "1901 год. Среди старообрядцев Волковой Слободки сомнения в правоте раскола год от года усиливаются, и вместе с ними падает авторитет их руководителя, крестьянина Никона Толобаева. Некоторые из волковских новопоморцев, например, Антон Кузелев, дошли до того, что на публичной беседе не стеснялись укорять Толобаева в восхищении не дарованной ему власти и заявлять о незаконности и небогоугодности самочинных раскольнических молитвенных собраний".

    "1906 год. 5-8 августа 1905 года я посетил с миссионерской целью старообрядческий приход села Волково. Раскол здесь очень древнего происхождения. В настоящее время в деревне Волкова Слободка - один мужчина и пять женщин, в трёх дворах, принадлежат к Федосеевскому согласию и собираются для общего богослужения в небольшой хатке Татьяны Сидоровой, где молитвит Максим Толобаев, 81 года, а поют и читают женщины. Для совершения же таинств крещения и покаяния и с разными недоуменными вопросами они обращаются за 20 верст в село Ломовец Кромского уезда к тамошнему духовнику Сергею Володину. Кроме того, с  ломовецкими раскольниками они имеют родственные связи и вместе с ними поддерживают религиозные сношения с Преображенской церковью в Москве. Минувшим летом я лично видел там несколько женщин из деревни Волковой Слободки.

  Новопоморцы имеют свое особое кладбище, свою особую моленную и своего духовного отца Никона Александрова Толобаева, 60 лет. Впрочем, в Волковой Слободке Антон Кузелев, его брат Василий Кузелев и его сват Никита Толобаев, видя далеко не безупречную жизнь Никона Толобаева, собираются для молитвы в доме Антона Кузелева, где молитвит сам Антон, а читает и поет его дочь - девица Васса. Для крещения же и покаяния они приглашают к себе из деревни Пасерково Шкутова. Невыгодное впечатление манерою держать себя и говорить производит Никон Толобаев. Его невысоконравственная жизнь была причиною того, что однажды он уже был отстранен лужковским духовником Шмуровым от старчества и до сих пор не принимается некоторыми из своих односельчан. Всех же остальных он держит не столько в духовной, сколько в материальной зависимости от себя, как человек по-крестьянски очень состоятельный, имеющий собственную землю, молотилку и лавку, раздающий хлеб, и притом без процентов. Наиболее стойкие в старой вере люди престарелые, особенно женщины. Фактов перехода женщин в православие или вступления их в брак с православными здесь очень мало. Даже в случае оставления раскола мужем жена следует его примеру неохотно и продолжает придерживаться прежней веры. Такова, например, жена крестьянина д.Волковой Слободки Михаила Федина. Менее упорны и фанатичны мужчины, особенно молодежь: они редко ходят в моленную, пьют водку, курят табак, водят хороводы, поэтому народ называет их "никудышниками".

   Отчужденности и пренебрежительного отношения к православным односельчанам у них замечается гораздо меньше, чем в других селениях Орловской епархии. Они позволяют себе бывать у них в гостях, есть и пить с ними из одной посуды, а также иногда берут в замужество их дочерей. Местные старообрядцы относятся к православным священникам в высшей степени почтительно: увидев их издали, они встают, снимают шапки и низко кланяются. Некоторые из волковослободских старообрядцев, в том числе и сельский староста Илья Рытиков, даже подходят под благословение к священнику, только вне своей деревни. В недавнее время раскольники Волковой Слободки и Рясника наравне с православными ежегодно вносили по 50 копеек с души на ремонт и украшение приходского храма и до сих пор нередко служат молебны пред приносимою сюда из Севской Площанской пустыни иконою Казанской Божьей Матери.

     Многие из старообрядцев все более и более тяготеют к православной вере. Это ясно видно в Волковой Слободке: разделение здешних старообрядцев на три религиозных общины с особою моленной у каждой подрывает авторитет их руководителей и открывает широкую дверь для православной миссии. Главным препятствием является поразительное невежество большинства старообрядцев и почти полное отсутствие грамотных среди взрослых".

    Однако факты говорят противоположное. С 1880 по 1912 гг. из раскола были присоединены к православию всего несколько волковослободских крестьян: Елена Полякова, Семен и Пелагея Шашковы, Мария Дамиановна Масютина, Дарья Никитична Мосина, Семен Ильич и Георгий Ильич Прасоловы, Харлампий Петрович Овсянников, Параскева Сидорова, Евдокия Масютина, Марфа Толобаева.

   В 1923 году была зарегистрирована старообрядческая община, состоявшая из 51 человека. Обязанности начетника исполнял Василий Сахаров.

 

                                             Повседневная жизнь в Волковой Слободке в ХХ веке 

     Несмотря на разнообразие верований, крестьяне Волковой Слободки жили обычной жизнью вместе со всеми. Они пахали землю, разводили домашних животных и птиц, занимались промыслами. и если надо было защитить Отчизну, брали в руки оружие. Например, участник Первой мировой войны рядовой Тимофей Мартынович Сидоров был убит 25 августа 1914 года; рядовой Парфен Григорьевич Гришанов пропал без вести 17 сентября 1915 года. Иногда солдаты попадали в плен, иногда убегали с позиций. В Государственном архиве Орловской области (ф.580, оп.2, е.х. 4635) есть документ о дезертирстве рядового Рытикова: "В деревню Волкову Слободку Волковской волости полицейский урядник прибыл для розыска и задержания нижнего чина 99-го пехотного запасного батальона Рытикова Порфирия Ильина, при чем Рытикова в Волковой Слободке не оказалось. "От сельского старосты Ивана Тихоновича Толобаева, - сообщает урядник, - я дознался, что Рытиков приходил к родным дня на три и ушел обратно в свою часть, что отец скрывал приход сына и сказал старосте не сообщать уряднику или в волостное правление, что сам он отправит его завтра". За недонесение на сына арестовали:  отца - на 3 дня, старосту - на 5 дней. 

     Революция 1917 года, гражданская война, репрессии не привели жителей деревни Волкова Слободка к бунтам. Даже в годы коллективизации не наблюдалось серьезных классовых противоречий. В отместку за грабительские хлебозаготовки 10 октября 1929 г. был сожжен двор с хозяйственными постройками председателя Волковского сельсовета Козьмы Федотовича Кузелева, гражданина Волковой Слободки, а в 1930 г. окружная газета «Ленинский путь» призвала покончить с кулацкой агитацией: "В деревне Волковой Слободке нет ни избы-читальни, ни красного уголка. Культмассовую работу вести некому, газеты попадают в деревню редко, а если попадают, то с большим опозданием. Этим пользуются кулаки. У них есть свои проповедники, одним из них является Василиса Кузелева. При раскулачивании она выступила первой защитницей раскулаченных, ходила по селу, просила о содействии раскулаченным. При организации колхозов вооружилась Библией, по которой предвещала близкий конец света. Особенно старается среди женщин. Из них организовала секцию, собирает в свою хату, ведет с ними божественные разговоры о вреде колхоза, о пришествии Антихриста, что нужно немедленно оказать помощь кулакам. Районная организация партии и комсомольские ячейки ближних сёл немедленно должны бросить в Волкову Слободку культурные силы. (Ярый)".

     В 1923 г. в 69 дворах проживали 350 человек. Через 4 года статистика показала рост численности населения: в деревне было 75 хозяйств (74 крестьянского типа), в них проживали 352 человека.     

   В 1931 году в Волковой Слободке образовался колхоз "Красная нива". В него вошли и старообрядцы, и православные, которые теперь стали называться одинаково: советские колхозники.  

   Колхоз под таким названием просуществовал 19 лет,  до осени 1950 года, когда он вошел в состав СХА "Ленинский путь" с центром в селе Волково.

    Председателями колхоза в разные годы до начала войны являлись Молотов, Орлов, Масютин, после войны - Толобаев. Похвал в их адрес, впрочем, как и в адрес рядовых колхозников и специалистов, в докладах на партбюро Михайловского РК ВКП(б) и в заметках районной газеты "Вперед" было мало. Вот младший командир Красной Армии Бугинов обратился к землякам с призывом хорошо работать, и призыв опубликовали 1 мая 1936 года. Но затем....

    "В ночь с 7 на 8 мая колхозники СХА "Красная нива" Волковского сельсовета Рытиков и Кузелев, чтобы затянуть весенний сев, разломали на поле колхозный плуг, а части его разбросали. Бывший кулак Доброславский избил бригадира 1-й бригады Мосина за то, что он требовал, чтобы Доброславский вышел на работу. Надо кулака судить!" (подпись - В.) - 10.05.1936 г.,

   "13 мая счетовод колхоза "Красная нива" Масюгов ездил в Михайловку на племенном жеребце, пригнал его слишком потного, а на замечание конюха пообещал снять того с работы" - 24.05.36 г.);

   "В колхозе "Красная нива" Волковского сельсовета назначили собрание по госзайму, но, когда заместитель председателя сельсовета Жданов явился, никого не было: собрание отменил председатель колхоза Молотов, сказав: "Я болен, и собрания не будет" - 17.07.1936 г.

      В 1937 году газета "Вперед" писала о том, как быстро сняли председателя колхоза "Красная нива" Орлова, не дав ему показать себя, и направили... вербовщиком; как мельник на водяной мельнице в колхозе "Красная нива" С.Г.Гришин распродает гарнцевый сбор и пьянствует, а председатель колхоза Масютин его хвалит и т.п.

 

                                         Волкова Слободка в годы Великой Отечественной войны

    Больше половины взрослых мужчин из Волковой Слободки ушли воевать с фашистскими захватчиками.  В первые дни войны Михайловский райвоенкомат призвал самых опытных и крепких. А в октябре 1941 г. в деревню нагрянули фашисты. И хотя они большей частью посещали Волково, но полицаи нередко наведывались и в Слободку, грабили жителей, уводя скотину,  отбирая хлеб, а иных жителей угоняли на рабство в Германию. Так, 17-летний Михаил Кириллович Масютин оказался в 1942 г. батраком у немецкого богатого крестьянина. Были угнаны в Германию Иван Николаевич и Иван Максимович Толобаевы. Погибли от рук врага мирные жители Денис Емельянович Целухин, Иван Григорьевич Плясов, Фирс Михайлович Сидоров.

   В феврале 1943 г. деревня была освобождена от фашистских оккупантов. Сразу же началось восстановление колхоза "Красная нива", а Михайловский РВК призвал на фронт всех, кто мог держать в руках оружие.

Многие жители Слободки так и остались навсегда лежать в братских могилах, погибли в плену, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях, сгорели в танках, утонули во время переправ через реки и болота. Не вернулись с войны более двух десятков слободских мужчин.

     Многие из  тех, кто был призван на войну, удостоились боевых наград. Среди них:

Иван Абрамович Гришин, сержант, командир орудия. Награжден медалью "За отвагу". В 1941г., находясь в 6-й морской бригаде, при штурме одной из высот под Нарвой подавил с отделением автоматчиков дзот противника; в ходе изматывающих оборонительных боёв на подступах к Ленинграду 28.12.42 года получил легкое ранение и контузию. В 1943 г. участвовал в обороне Кронштадта в должности командира орудия; в составе батареи сбил 5 самолетов противника.

Анатолий Филиппович Доброславский,  сержант, пулеметчик. Награжден медалями "За оборону Ленинграда" и "За отвагу". Медаль "За отвагу" получил за то, что при преследовании врага  с 19 по 24.09.44 г. со своим расчетом сумел обеспечить прикрытие войск от авиации во время марша.

Евдоким Тимофеевич Овсянников, рядовой, связист. Награжден орденом Красной Звезды (1944) и медалью "За отвагу"(1945). Орден получил за то, что в бою 12.10.44 г. под сильным артогнем исправил до 20 порывов  проволочной линии связи, чем способствовал успешному овладению нашими стрелковыми подразделениями  укрепленной высоты, удерживаемой противником. Медалью удостоен за то, что во время боев  при прорыве обороны противника у д.Маковицы 14.01.45 года под сильным вражеским огнем обеспечил бесперебойную связь роты с батальоном. При устранении порыва линии попал в Засаду, сумел отбиться и застрелил немецкого солдата.

Иван Николаевич Талабаев, сержант, разведчик.  Награжден медалью "За отвагу" (1944),орденом Красной Звезды(1945) и двумя орденами Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды: 14.01.45 г. Талабаев с отделением проявил отвагу и умение во время операции по захвату пленного: первым ворвался в траншею врага, расстрелял  одного гитлеровца, а другого пленил.

   Первый орден Отечественной войны: в ночь на 8.03.45 г. Толобаев с двумя разведчиками прошел в тыл противника и взял в плен немецкого солдата; в эту же ночь с группой из четырех разведчиков обнаружил пулемет противника, броском гранаты уничтожил огневую точку вместе с расчетом и трех солдат взял в плен. Второй орден Отечественной войны: при форсировании р. Одер Талабаев показал себя смелым и находчивым командиром-разведчиком: в ночь 19 апреля его отделение преодолело вброд водную преграду под сильным минометно-пулеметным огнем противника, с боем заняло западную дамбу и в течение суток удерживало её, отбив 4 яростных контратаки врага; 21 апреля под сильным огнем противника с группой разведчиков захватил плацдарм на западном берегу р.Одер и в течение 40 минут удерживал его, отбив при этом 5  контратак немцев, чем способствовал успешному форсированию нашими соединениями реки.

Василий Андреевич Талабаев , ефрейтор. Награжден медалями "За оборону Ленинграда" (1943) и "За боевые заслуги" (1943), двумя орденами Красной Звезды (1944, 1945). Медаль "За боевые заслуги" получил  за то, что 24.05.43 г. разведал двухамбразурный дзот и, корректируя огонь, помог его разрушению; умело ведя разведку, обнаружил еще 4 дзота и 3 батареи противника. Первый орден вручен В.А.Талабаеву за то, что во время форсирования р.Нарва 25.07.44 года он находился в районе переправы и своевременно докладывал об огневых точках противника, форсировал реку вместе с пехотой, обнаружил 3 дзота и 8 батарей противника и корректировал огонь батареи. Второй орден: в уличных боях в Берлине проявил мужество и отвагу: 19.04.45 г. обнаружил 2 пулемета противника в здании, по его данным пулеметы были уничтожены огнем батареи и около 20 немецких солдат; 28 апреля под градом пуль разведал 4 пулемета в зданиях, по его разведданным пулеметы вместе с прислугой уничтожены; 30 апреля, выбрав НП на чердаке 6-тиэтажного дома, разведал батарею противника, по его данным она была подавлена. 

                                                        Послевоенная жизнь Волковой Слободки 

    Колхоз "Красная нива" просуществовал до 1950 года. После оккупации годы его возглавлял 30-летний инвалид Абрам Иванович Сидоров, его сменил Толобаев. Бригадами руководили Фирс Михайлович Сидоров  и Ананий Ильич Рытиков. Счетоводом являлась Александра Порфирьевна Рытикова. Мельницей заведовал её отец Порфирий Ильич Рытиков. Поражает количество волковослободских плотников - их в Похозяйственных книгах записана целая дюжина: Григорий Емельянович Целухин, Исай Яковлевич Масютин, Евдоким Тимофеевич Овсянников, Петр Иванович Толобаев, Афанасий Павлович Овсянников, Козьма Федотович Кузелев, Федор Акимович Толобаев, Дмитрий Федорович Толобаев, Тимофей Емельянович Целухин, Тимофей Петрович Овсянников, Денис Емельянович Целухин, Андрей Кузьмич Гришин. Это были люди опытные, 50-60-летние, многим из которых пришлось работать на отхожих промыслах еще до революции. Зато тракторист в Волковой Слободке был всего один - Илларион Иванович Толобаев. Проживала в деревне и педагог - учительница Волковской неполной средней школы Александра Васильевна Гуременкова. 

    Война сделала инвалидами нескольких мужчин в деревне: Ивана Михайловича Сидорова, Ивана Кирилловича Масютина, Василия Федоровича Толобаева, Абрама Ивановича Сидорова. Некоторые жители были мобилизованы на работу в промышленность: Степанида Карповна Федина уехала в Одессу, Акулина Кузьминична Кузелева попала аж во Владивосток, Мария Максимовна Толобаева оказалась в Кузбассе, затем в Тульской области, Лукерья Харлановна Овсянникова - в Ростове.

     В 1950 г. колхоз "Красная Нива" вошел в состав большого хозяйства "Ленинский путь" с центром в селе Волково. В деревне Волкова Слободка мало что изменилось  в связи с этим: был колхоз - осталась бригада, но работу на полях и фермах местные колхозники выполняли всё такую же трудную и мало оплачиваемую. Славилась своими достижениями Слободская молочно-товарная ферма. В 1960-е годы ею заведовала Наталья Григорьевна Масютина. Ферма выращивала породистых коров. Передовыми доярками являлись Екатерина Николаевна Кузелева и сама Н.Г.Масютина. Впоследствии работой на Слободской МТФ руководили Сидоров, А.М.Бугинов,  З.И.Рыжов и З.И.Масютина. Были среди передовиков колхоза "Ленинский путь" и трактористы, и комбайнеры: Илларион Иванович Толобаев, Ефим Ермолаевич Федин, Иван Кузьмич Овсянников,  К.А.Овсянников, И.П.Гришин, Иван Сергеевич Мосин, Иван Никитович Масютин. Отличались в труде  доярка Анна Яковлевна Овсянникова, сеяльщица Мария Фирсовна Сидорова, свекловод Наталья Филипповна Толобаева  и другие. Наибольших успехов добилась доярка Наталья Григорьевна Масютина, которая в 1977 г. была удостоена ордена Трудового Красного Знамени.

    Старейший колхозник, мастер-строитель Порфирий Ильич Рытиков следил за работой построенной в 1955 г. Волковской ГЭС, электроэнергия которой двигала мельницу, циркулярку, просорушку, освещала общественные здания. Он сам строил и эту, и затем Басовскую гидроэлектростанции.

      Бригадиром 2-й полеводческой бригады являлся житель Волковой Слободки Андрей Бугинов.

К славным людям Волковой Слободки надо отнести и многодетную мать Лидию Федоровну Ноздрину, взрастившую 5 детей. 

                                                                      Волково-Слободская школа

    Волково-Слободская церковно-приходская школа (школа грамоты) открыта была в д.Волковой Слободке для распространения православных знаний в среде крестьян, большая часть которых являлась последователями старообрядчества. Впервые упоминается в отчетах епархиального миссионера за 1898 г.: «Слова миссионера благотворно действовали на местное население, которое изъявляло свое согласие позаботиться об устройстве школы. Так, по предложению Дмитровского протоиерея отца Льва Адамова в деревне Волковой Слободке крестьяне-раскольники при участии уездного отделения училищного совета уже устроили здание школы и обязались его содержать». В последующие годы миссионер не раз обращал внимание на школу.

    1901 г.: «Раскольники Волковой Слободки охотно отдают своих детей в местную церковно-приходскую школу и публично, в присутствии отца-миссионера, благодарят отца-дьякона за их обучение. Раскольники, составляя преобладающий контингент учащихся в этой школе (в ней 21 раскольник и 3 православных), подчиняются всем школьным порядкам, слушают наравне с православными Закон Божий, участвуют в совершении утренней молитвы».

    В 1902 г. он пишет: «Новопоморцы д.Волковой Слободки охотно посылают в церковную школу своих детей (в школе грамоты из 25 учащихся 20 детей раскольников) и участвуют в ремонте и украшении приходского храма, добровольно внося на это по 50 коп. с души».

     В 1906 г. миссионер также обратил внимание на усердие старообрядцев к школе: «С особенным расположением старообрядцы Волковой Слободки относятся к церковной школе: они участвуют в содержании ее, отпуская средства на отопление, освещение, ремонт и сторожей и охотно посылают в нее детей своих. В Волково-Слободской школе из 21 мальчика и 5 девочек только 2 мальчика и 1 девочка православные. Жалование учителю (60 рублей в год) выделяет Совет Орловского Православного Петропавловского Братства, остальные деньги отпускает из казенных сумм Дмитровское уездное отделение епархиального училищного Совета».

    Законоучителем и заведующим  школы был священник Рождество-Богородицой церкви села Волкова Георгий Петрович Косминский, учителем - Мефодий Семенович Маркин. В 1906 г. учитель Маркин отмечен за усердие в церковно-школьном просвещении епархиальным училищным Советом, 14.12.1910 г. получил Архипастырское благословение с выдачей грамоты «за усердную церковно-школьную деятельность».

      По  данным на 1915 г. детей учил 1 учитель, количество учеников – 33 человека.

     После установления Советской власти церковно-приходская школа была преобразована в Волково-Слободскую школу 1-й ступени. По данным на 1928 г. в ней обучались 34 мальчика и 9 девочек, заведующей являлась А.Деркачева. В середине 1930-х годов после открытия в Волково неполной семилетней школы Волково-Слободская начальная школа была закрыта. 

                                                                                        ПЕРСОНАЛИИ

                                                               Фаворит императрицы - генерал Ермолов

    В отличие от своего знаменитого однофамильца - прославленного генерала, командующего русской армией на Кавказе Алексея Петровича Ермолова - генерал Александр Петрович Ермолов прославился больше в дворцовых палатах как фаворит императрицы Екатерины Второй, известной своими любовными похождениями. Сын небогатого сергачского помещика Петра Леонтьевича из дворянского рода Ермоловых, он известен только тем, что в течение 16 месяцев был близок к императрице, пользуясь её особым расположением.

     Путешествуя по Волге в 1767 году, Екатерина провела день в усадьбе Петра Ермолова, в селе Черновском, и здесь увидела его 15-летнего сына. Поцеловав Сашу, императрица назначила его капралом Конной гвардии и взяла с собой в Петербург, а Потемкин позднее сделал его своим адъютантом и, почти спустя 20 лет после первой встречи, выдвинул его на пост официального фаворита. Высокий и стройный блондин с хорошим цветом лица, Ермолов обращал на себя внимание красивой наружностью, и только широкий, плоский нос портил его лицо. В половине 1784 г. императрицу постигло тяжелое горе: она лишилась сильно любимого ею Ланского, и было трудно его кому-то заменить. Потемкин выставил Ермолова, и в феврале 1785 г. тот переехал во дворец, был пожалован в флигель-адъютанты, генерал-майоры и действительные камергеры.

     Не лишенный ума, Ермолов был угрюм и неразговорчив. Чрезвычайно добрый, честный, простой, он отличался особенной откровенностью и прямотой, но не имел достаточной гибкости - качества, столь необходимого фавориту среди придворных интриг. В искреннем желании делать добро и противодействовать своим влиянием злу, он охотно оказывал защиту всем просившим об этом, покровительствовал Державину, заслуживал похвалы от многих, но нажил себе сильных врагов.

     Сам Г.А.Потемкин, разочаровавшись в Ермолове, устроил его быстрое падение. Императрица охотно избавилась от скучного фаворита, предложив ему 29 июня 1786 года отправиться за границу в путешествие. Не обладая жадностью других любимцев, Ермолов получил сравнительно немного: 4 тысячи душ и около 400 тыс. рублей деньгами; он не заботился также и об обогащении всей своей родни, как это делали другие. Про нахождение его в Париже рассказывали анекдоты.

     Вернувшись в Россию, Ермолов поселился в Москве, в своем доме на Тверской, и здесь около 1790 года женился на богатой княжне Елизавете Михайловне Голицыной (1768-1833), дочери князя М.М.Голицына от его брака с баронессой А.А.Строгановой. В 1800 г. генерал Ермолов навсегда уехал за границу. Зимой жил в Вене, летом - в Штирии, в замке Фросдорф, вместе с младшим и старшим сыновьями. Фаворит Екатерины умер в Вене в 1834 г. Похоронен у Казанской церкви, которую он выстроил в своём рязанском имении Красное. Ему и его потомкам д.Волкова Слободка принадлежала в конце XVIII-начале XIX века.

 

                                                                                Журналист Никольский

    В 1960-1970-е гг. в районной газете "Ударный фронт" часто печатались заметки В.А.Никольского о тружениках села, о трудовых подвигах и исторических событиях. Валентин Анатольевич Никольский проживал в Волковой Слободке. После окончания школы работал заведующим Волковским клубом. Затем перешел с гражданской службы в военную. Офицер Никольский вступил в партию, являлся секретарем ВЛКСМ части, учился в Высшей партийной школе.  В 1968 г. ст.лейтенант Е.Нестеренко прислал письмо в газету "Ударный фронт" о своем сослуживце. А вскоре стали появляться и заметки военного корреспондента В.А.Никольского: капитана, затем майора.   

  

       

Портрет Б.А.Голицына работы  И-Б.Лампи. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) 
Голицын Борис Андреевич,
князь, владелец д.Волкова Слободка в XVIII в.
Портрет Б.А.Голицына работы  И-Б.Лампи.
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург
Александр Петрович Ермолов (1754-1843)

Александр Петрович Ермолов (1754-1843),

генерал, владелец д.Волкова Слободка на рубеже XVIII-XIX вв.

 

Unidentified painter - Это изображение из цифровой коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки, где имеет цифровой идентификатор (digital ID) 1230479: digitalgallery.nypl.org → digitalcollections.nypl.org

 

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now