Преображенская (прежде Архангельская) и Троицкая церкви в селе Рышково

 

                                                                                        Преображенская

       Село Рышково старинное, существовало ещё в XVIII веке и входило в Усожский стан Курского уезда, а затем в Дмитриевский уезд. В переписи 1710 года Рышково уже записано селом, в котором есть деревянная церковь во имя архистратига Архангела Михаила с приходскими деревнями – Злобиной, Фоминкой, Бузцем. С той церкви собиралась подать: данных – 2 р. 15 алтын, с заезда – 3 алтына 2 деньги, в домовой архиерейский расход – 15 алтын, полковым попам – 4 алтына (всего – 3 руб. 17 алтын 4 деньги). Имелся штат служителей: «Во дворе поп Аникей, у него сын Савелий, дочь Настасья; у попа отец Фрол Ипатьев, у него жена Марья и дети Василий, Петр. Во дворе дьячки: Никифор Фомин с женой Прасковьей и сыном Иваном, брат его Иван Фомин, двоюродный брат Игнатий Осипов с женой Евдокеейи детьми Матвеем и Федосьей; Иван Васильев с женой Ксенией и сыном Федосеем».
       В 1719 году в Архангельской церкви служат: «поп Игнат Осипов, 29 лет, у него сын Гаврила, вновь рождённый; поп АникейФролов, 35 лет, у него сын пономарь Савелий, 10 лет; дьячок Никифор Фомин, 30 лет, у него дети -  Иван, 7 лет, Демьян, 2 лет, и Афанасий, 1 году, и брат Иван Фомин; дьякон Василий Фролов, 22 лет, у него сын Алексей, 3 лет; во дворе у попа работник черкасской породы Пётр Михайлов с детьми Кондратием и Василием; у Ивана Фомина работник Данила Максимов сын, 11 лет». 
    Ко времени 2-й ревизии 1744 года состав клира полностью меняется. Приходит новый священник Иван Федосеев, 45 лет, со своими детьми – попом Семёном Ивановым, 24 лет, дьяконом Гавриилом Ивановым, 21 года, дьячком Петром Ивановым, 23 лет, у которого сын Иван полугода. Из прежних остался только пономарь Савелий, да к церкви приписан мальчик 7 лет Василий Никифоров сын. К 1795 г. их потомки занимают все штатные единицы: священники Семен Иванович, Андрей Семенович, Тихон Васильевич, Фёдор Тихонович Василевские; дьячки Василий Иванович, Михайло Петрович, Петр Иванович, Иван Иванович Василевские. Вместе с ними служили церковники с другой фамилией – священник Георгий Григорьевич Сонцов и пономарь Яков Сонцов (фамилия писалась в нескольких вариантах: Сонцов, Сонцев, Солнцев). Представитель семьи Солнцевых стал первым учителем учрежденной в Курске духовной школы. Об этом свидетельствует документ, датированный 14 сентября 1770 г. и подписанный преосвященным Белгородской епархии Самуилом: «Учредить Латинскую школу при Курском Богородицком Знаменском монастыре для церковнослужительских детей… В оной школе быть учителем на коште тамошних церковнослужителей по добровольному договору Курского уезда Усожского стану села Рыжкова Архангельской церкви священнику Максиму Солнцеву, бывшему пред сим в Харьковском коллегиуме учителем».
       Согласно 7-й ревизии лиц духовного звания Дмитриевского уезда, проведённой в 1816 году, в Преображенской церкви села Рыжкова служили: священники Килимов Илья Иванович, Сонцов Алексей Георгиевич, Василевский Михаил Андреевич (скоропостижно умер 4 декабря 1847 г.; причиной смерти стали ожоги, полученные от воспламенившейся одежды во время топки печи); дьяконы Крупецкий Иоанн Данилович, Попов Семён Антонович, Василевский Иван Андреевич, Василевский Михаил Петрович; пономари Сонцов Афанасий Федотович, Хмелевцов Капитон Иванович, Василевский Семён Михайлович.
       Изначально церковь в селе была деревянная, названная в честь Михаила Архангела. В  1799 году князь Петр Иванович Шаховскойна свои средства возвел каменный, трёхпрестольный, храм, освящённый во имя Преображения Господня, с двумя приделами: в честь мучеников Флора и Лавра и Михаила Архангела. Отсюда и употреблявшееся иногда название села – Преображенское.
         Священник Стефан Булгаков так описывает храм в 1887 г.:
    «Церковь находится на горе при реке Усоже, построена разносторонним крестом, одноэтажная, с одной лавочкой для свечей с левой стороны западной паперти. Два придела: по правую и левую сторону алтаря.
        Размеры: вышина – 30 аршин, длина – 38 аршин, ширина – 29 аршин. Построена из обожжённого широкого кирпича, а под стенами ея на буте в два-три ряда положены каменные обтёсанные аршинники. Связи в стенах железные. Кровля на сводах шатровая из листового железа, выкрашена зелёной краской. Из такого же металла и того же цвета церковная глава. Крест на ней железный, вызолоченный, без завитков, четырёхконечный, закреплён цепью. Дверей всех четыре: южная и северная – железные, зелёного цвета; западная – деревянная, чёрного цвета; одна внутренняя, железная, окрашена зелёной краской. Полы везде деревянные, а в паперти – кирпичные. Посреди церкви 4 гладких столба.
   Наружные стены гладкие, кроме квадратов, вытесанных из камня по углам западной паперти с двумя углублениями в виде окон. Посреди церковь обведена двумя круглыми поясами из кирпича в ребро широким и узким без всяких узоров. Вверху сделаны карнизы из кирпича в виде поясков. Снаружи икон и изображений нет. Внутренние стены иконописным письмом не расписаны.
    Иконостас нового устройства, без колонн, сделан из дерева, с вызолоченной резьбой, покрыт ореховой наклейкой, трёхъярусный.
      Колокольня круглая, двухъярусная, на столбах, с круглыми карнизами из кирпича и одним зубчатым, с  5-ю колоколами.  На самом большом имеется надпись: «Курской губернии Дмитриевского-на-Свапе уезда села Рыжкова от усердия прихожане на сей колокол пожертвовали, и старанием церковного старосты князя Николая Егоровича Шаховского 1847 г. марта 23 и 25 чисел для храма нашего Преображения Господня 81 пуд 30 фунтов лит сей колокол в губернском городе Воронеже в заводе почётного и степенного гражданина Николая Самохвалова». Вес второго колокола – 30 пудов 26 фунтов, третьего – 3 пуда 31 фунт, четвертого – 2 пуда 18 фунтов».
    Рыжковский приход был самым многолюдным и богатым по сравнению с другими приходами (включая купеческую и ремесленную слободу Михайловку), существовавшими когда-то на территории нынешнего Железногорского района. Ещё бы, ведь постоянными попечителями и меценатами являлись состоятельные князья Шаховские. Преображенскую  церковь до 1888 года посещали жители деревень Злобино, Фоминки, Громашовки, Старого и Нового Бузцев, Александровки. По статистическим сведениям, опубликованным в газете «Курские губернские ведомости» за 1889 г., из 77 церквей Дмитриевского уезда, имевших землю, Преображенская церковь имела самое большое количество земли – 253 десятины.
     Даже  после  построения в селе  второго  храма и отделения к  нему части прихожан, в 1913 году приход насчитывал 2.196 душ мужского пола и 2.129 душ женского пола. Штат церковнослужителей включал двух священников, одного дьякона и двух псаломщиков (вакансия второго псаломщика открыта в 1885 г.), а в более ранние времена  каждый престол храма обслуживался полным штатом (священник, дьякон, пономарь) и составлял одновременно 9 единиц служителей с настоятелем во главе. В собственности церкви имелось земли на 1913 г.: 11 десятин усадебной, 50 десятин полевой и 25 десятин сенокосной. 
       На территории прихода действовали четыре земских школы (среди них двухклассное образцовое Министерства Просвещения училище в селе Рышково) и одна церковно-приходская.  Уже после революции, в апреле 1919 года, должность дьякона по решению церковно-приходского совета упразднили. Причина отказа от дьякона указана в прошении на имя епископа Курского и Белгородского Феофана: «Мы, нижеподписавшиеся, члены церковного совета Преображенской церкви села Рышкова Дмитриевского уезда Курской епархии, честь имеем покорнейше просить Ваше Преосвященство по случаю увольнения бывшего при нашей церкви дьякона Александра Алексеева Попова, который ныне назначен Вашим Преосвященством на должность священника в слободу Жидеевку, закрыть дьяконский штат при нашей церкви, так как жалованье прихожане не платят своим причтам, жить с одних приходских доходов нашему причту очень трудно, почти совершенно невозможно, а вознаградить не имеем средств. В виду всего вышеизложенного, просим Ваше Преосвященство не отказать в удовлетворении нашей просьбы. 
   Церковный староста - Лаврентий Беседин, члены церковного совета – Михаил Зобов, Егор Демьянович Шафоростов,Николай Пучков.
     Преображенской церкви протоиерей – Евгений Арбузов, священник – Иоанн Псарёв, псаломщик – Михаил Протопопов, исполняющий должность псаломщика – Александр Криволапов».

       В XIX веке причт состоял из трёх штатов, в каждом из которых были священник, дьякон, псаломщик. С 1830-х до 1920-х гг. известны имена следующих церковнослужителей:
священники Александр Петрович Недригайлов, Иван Матвеевич Рождественский, Павел Тимофеевич Лебедев, Павел Праведников (в 1880 г. утвержден законоучителем в Рыжковской школе), Алексей Белокосов, Павел Автомонов, Стефан  Борисович Булгаков (в 1881 г. награжден камилавкой; в 1883 г. получил благодарность за 30 р., пожертвованных в пользу бедных духовного звания, такая большая сумма в попечительство была пожертвована впервые), Михаил Шкорбатов (в 1888 г. утвержден законоучителем Злобинского сельского училища), Иоанн Николаевич Черняев (время служения - 1893-1905 гг., исполнял должность законоучителя Злобинского начального училища, перемещён в с. Комаровку Рыльского уезда), Антоний Ильич Бакринёв (с 02.01.1906 г. утвержден законоучителем Злобинского начального училища, перемещен в другой приход в сентябре 1909 г.), Алексей Псарев (назначен на должность законоучителя Злобинского училища с 20 сентября 1910 г., уволен 23 декабря 1911 г., так как не посещал училище с начала учебного года, Фоминского училища - с 18.09.1912 г. до 1913 г.), Иаков Руднев, Иоанн Псарёв (законоучитель 2-го Злобинского училища с 14 ноября 1912 г.), Николай Софронов.
       Одним из самых усердных пастырей был протоиерей Евгений Владимирович Арбузов, за долгий срок своей службы (с 1887 г. до закрытия церкви) награждённый набедренником, камилавкой, наперсным крестом и отмеченный епархиальной властью за  успехи в обучении детей Закону Божьему (исполнял должность законоучителя в Старо-Бузском начальном училище, в Ново-Бузском начальном училище (с 18.09.1912 г.), в Фоминском училище (11.12.1910 г. по 18.09.1912 г.).

                                                                                         Причётники
       Дьяконы, дьячки: Михаил Яковлевич Василевский, Онисим Иосифович Зеленский, Иван Ключарёв, Михаил Григорьевич Воскресенский, Дмитрий Тимонов, Стефан Борзаковский, Макарий Иванович Диаконов, П.В.Брянцев, Александр Алексеевич Попов (назначен законоучителем Фоминского начального училища с 22.08.1913 г.).
        Псаломщики: Григорий Солнцев, Василий Дмитриевич Псарёв, Семён Иванович Булгаков (с 1857 г., ум. в 1887 г.), Иван Иванович Дьяконов, Порфирий Егорович Смирнов, Пётр Воскресенский, Иван Курдюмов, Андрей Казанский, Стефан Григорьевич Тихомиров (исполнял обязанности учителя пения в Рышковском 2-классном училище с 1 июня 1909 г., в августе 1911 г. освобожден от преподавания в связи с перемещением в с.Дерюгино), Александр Алексеевич Попов, Михаил Протопопов, Иван Переверзев, Александр Евграфович Криволапов (в 1916 г. служил 2 месяца, из крестьян).
       Церковными старостами избирались крестьяне Роман Коренев, Михаил Шабанов, Матвей Григорьевич Щукин, Михаил Кабанов, Лаврентий Беседин. В 1910 г. Кабанова за заслуги по духовному ведомству наградили серебряной медалью для ношения на груди на Станиславской ленте.
    При выборе представителей для проверки церковных сумм в 1891 году прихожане отдали предпочтение и выразили полное доверие князю Николаю Шаховскому и коллежскому секретарю Александру Беленихину.

                                                                                                  * * *
        21 сентября 1920 г. уполномоченный Малахов и представители от общины Преображенского храма церковный староста Николай Пучков, граждане Михаил Зобов, Василий Беседин составили акты о передаче имущества церкви в её безвозмездное и бессрочное пользование.
        Опись имущества Преображенской церкви с. Рыжкова Кармановской волости:
Здание церкви каменное, крытое железом – 1 шт.
Колоколов – 5 шт.
Евангелие – 4 шт.
Крест напрестольный – 5 шт.
Дарохранительница – 2 шт.
Потир – 3 шт.
Дискос и звездица – 3 шт.
Паникадило – 2 шт.
Дароносица – 2 шт.
Подсвечник передвижной – 5 шт.
Подсвечник местный – 14 шт.
Кандея для освещения воды – 1 шт.
Сосуд для освещения хлебов – 1 шт.
Купель – 1 шт.
Копие – 2 шт.
Кадило – 3 шт.
Хоругвь металлическая – 2 шт.
Плащаница – 1 шт.
Облачение для престолов – 5 шт.
Облачение для священников – 9 шт.
Облачение для дьякона – 3 шт.

       7 мая 1922 г. часть описанного имущества церкви была изъята на нужды голодающих. В комиссию от местной власти вошли Ошкадёров, Ячменьков П.Ф., Рубцов М.В. В Преображенской церкви в присутствии верующих Пучкова Н.Л., Зобова М.Ф., Беседина С.А. забрали три серебряных креста, дарохранительницу, дискос, лжицу, четыре ризы с икон общим весом - 23 фунта.
       Преображенскую церковь в 1929 г., времени массового закрытия церквей, закрыть не решились, люди ходили в неё молиться, зато священника отправили в ссылку. По воспоминаниям местных жителей, ещё кого-то из членов причта посадили в лодку и куда-то повезли, обратно человек уже не вернулся. Храм действовал до начала войны. После войны в нём устроили зерновой склад. Осенью 1961 года по приглашению председателя колхоза в село приехали солдаты и заложили в подвал храма взрывчатку. Первый взрыв не причинил зданию никаких повреждений, второй взрыв был такой силы, что колокола далеко разлетелись в разные стороны, а в домах стёкла полопались, затем взрывали храм по частям. Кирпич использовали для строительства колхозного правления и гаража для сельхозмашин.           
       На месте разрушенного Преображенского храма в части деревни Новый Бузец, называемой Поповкой, 1 июля 2009 года на пожертвования верующих установлен шестиметровый деревянный крест. Изготовил его мастер-краснодеревщик из Железногорска Владимир Рыбаков. Отец Виталий, настоятель храма в селе Жидеевка, совершил освящение креста. Батюшка и до установления памятного креста на месте разрушенной церкви в престольный праздник, 31 августа, день поминовения мучеников Флора и Лавра, всегда совершал молебны.
      В Курском госархиве хранятся метрические книги Преображенской церкви села Рыжково за 1873, 1876, 1877, 1880, 1882, 1884, 1890, 1895 годы.

 

                                                                                          Троицкая
       В 1883 г. курским епархиальным начальством удовлетворена просьба действительного статского советника Василия Ивановича и жены его Александры Николаевны Левковичей о разрешении построить на усадьбе их домовую церковь. В 1888 году деревянный однопрестольный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы построили. Освятил его и отслужил Литургию 5 июля во время своего путешествия по церквям Дмитриевского уезда епископ Курский и Белгородский Иустин. Изначально Троицкая церковь задумывалась как домовая по причине тяжелой болезни жены помещика. После её освящения Левковичи снова обратились в духовную консисторию и просили обратить домовую церковь в приходскую с самостоятельным причтом из священника и псаломщика. Для обеспечения достойного содержания духовенства они обещали отвести им из своих угодий 33 десятины полевой и сенокосной земли доброго качества в четырёх верстах от села; выделить усадебные места, построить дома для жительства с необходимыми надворными постройками; передать в неприкосновенный капитал 10 тыс. рублей государственными бумагами, чтобы получать с суммы ежегодные проценты: 200 р. употреблять на ремонт и страхование храма, 100 р. – на наём сторожа, 200 р. - на личные нужды причта. Прихожанами новой церкви стали жители Громашовки, Александровки, Фоминки и части Злобиной, коих насчитывалось 856 душ обоего пола. Своё согласие на переход во вновь образованный приход они объяснили следующими причинами: во-первых, удобством Троицкой церкви, в отличие от Преображенской, находящейся от них на противоположном берегу реки Усожи, через которую нет постоянного моста, а это главное препятствие для посещения храма во время разлива реки; во-вторых, многочисленностью прихожан и теснотой в Преображенской церкви. 28 сентября 1889 г. Священный Синод подписал разрешение об открытии самостоятельного прихода при Троицкой церкви села Рышкова с причтом из священника и псаломщика.
      К  Троицкому приходу  теперь  перешло  и  Рышковское двухклассное  училище, в 1898  году  в  его  стенах состоялись религиозно-нравственные Братские чтения, организованные комитетом, состоявшим из законоучителя священника Семёна Николаевского, действительного статского советника Василия Левковича и учителей Алексея Доленцева, Филиппа Чемцова. Больше никаких замечательных событий за короткую, немногим более сорока лет, историю в этой небольшой церквушке не происходило. Здесь следовало бы подробнее остановиться на описании церковнослужителей.
      Первым священником стал переведённый в 1889 г. из с. Мазеповки Рыльского уезда Ювеналий Троицкий (в 1891 г. награжден набедренником за усердное выполнение пастырских  и учительских обязанностей). В 1893 году Троицкого перевели в с.Троицкое-на-Прутах Фатежского уезда, назначив Симеона Николаевского из с.Курасова Курского уезда. В 1900 году назначен новый священник,Иоанн Николаевич Протопопов, перемещённый из Николаевской церкви слободы Михайловки, назначен законоучителем Рышковсого сельского 2-классного училища 10 августа 1900 г., учителем пения с 1 сентября 1911 г. Служба его  продолжалась до  начала революционных событий.
       Псаломщики менялись за столь недолгое существование Троицкой церкви почти каждые два-три года. Из каких только уголков Курской епархии они не приезжали, наряду с бывшими семинаристами, учителями школ грамоты, вскоре быстро исчезнув в столь же дальние уголки. Вот их имена: Николай Буданов (выпускник духовной семинарии, в 1891 г. перемещен на дьяконское место в с.Селино Дмитриевского уезда), Николай Антонов (с 1891 г.), Иоасаф Кононов, Александр Рыжков, Василий Курдюмов, Лев Петрович Калинин, Павел Лащенков, Евгений Данилевский, Фёдор Аушев, Пётр Васильевич Брянцев, Семён Петрович Брянцев, Николай Вознесенский (назначен законоучителем Жидеевского начального училища с 17.09.1911 г. и Злобинского училища с 14.02.1912 г., переведен в сентябре 1912 г. на должность священника в другом уезде), Константин Кузнецов. Самым последним псаломщиком стал житель села Погорельцева, окончивший Смородинскую второклассную учительскую школу, Роман Никифорович Лобанов, назначенный 3 октября 1917 года.
Церковным старостой прихожане 9 лет (с 1891 г.) выбирали помещика действительного статского советника Василия Ивановича Левковича, а после его смерти крестьянина Григория Антоновича Шабанова и подполковника Аркадия Раевского. 
        Проверкой церковных сумм в 1891 г. занимались крестьяне Дмитрий Щукин и Афанасий Волобуев.
В 1992 году в газете «Железногорские новости» была напечатана статья бывшего директора Рышковской школы Владимира Николаевича Беседина, в которой рассказывается об истории появления Троицкой церкви. Исходным материалом автору послужила случайно найденная когда-то его сыном в подвале Преображенского храма рукопись с описанием подробностей, предшествовавших возведению новой церкви. Раритет хранился в музее Рышковской школы, но после закрытия старого здания куда-то бесследно исчез. Возможно, не обошлось в том документе без вымысла о трёх казнённых военных, а может, в памяти автора события несколько видоизменились с течением времени и приобрели некоторый налёт мифологичности, но присутствие правды в некоторых деталях, особенно касающихся разрушения храма, не подлежит никакому сомнению. 
         Вот краткое изложение статьи Беседина, с включением фрагментов из беседы с его сыном.
     В середине XIX века  в окрестностях Рышково владели землями князья Шаховские – братья Владимир и Алексей. Братья водили дружбу с действительным статским советником Василием Ивановичем Левковичем. Пронырливый и хитрый малый решил воспользоваться дружбой с князьями и поправить своё материальное положение, женившись на сестре Шаховских, Александре Николаевне, которая была инвалидом. Взяв её в жены, он поселился в Рышково. Во время Крымской войны Левкович и один из братьев Шаховских поставляли обмундирование для солдат и допустили крупную растрату. Они уговорили троих подчинённых взять вину на себя, при этом Левкович обещал им, что добьется для них помилования у самого царя. Когда беда миновала, все обещания были забыты, никакого ходатайства он царю писать и не думал. Военный суд вынес суровый приговор, трое военных были или расстреляны, или сосланы.  Левкович и князь Шаховской осознали всю неблаговидность своего поступка, муки совести не давали им спокойно жить, ведь из-зи них пострадали невинные люди, и  решили они построить церковь в селе, чтобы замолить свои грехи. В селе уже была церковь, но от дома Левковича находилась далеко, и больная жена не могла её часто посещать. Троицкую церковь построили рядом с их усадьбой. Левкович слыл в округе человеком деспотичным, прижимистым, но впоследствии расщедрился, построил в Рышково еще и школу, был в ней попечителем, а также больницу на 18 коек. Умер он в Ялте, а в 1898 году тело покойного привезли в Рышково и похоронили в склепе под церковью. Цинковый саркофаг висел на цепях, в нём находился гроб. Когда в 1934 году началось разграбление церкви, один коммунист решил вскрыть саркофаг, так как, по слухам, в нём находился драгоценный посох. Взорам вандалов предстал мумифицированный труп Левковича, не подвергнутый тлению. Никаких драгоценностей в гробу не оказалось, лишь стоял сосуд с какой-то жидкостью, испарения которой препятствовали тлению. Раздосадованный коммунист со злости стал топором рубить череп, пытаясь найти золотые зубы, но и там  ничего не нашёл. Останки бывшего помещика  закопали рядом с церковью под тремя соснами. 

                                                                                                       * * *
     21 сентября 1920 г. уполномоченный Малахов, а также члены Троицкой церкви в лице старосты Бориса Кичигина, граждан Фёдора Ячменьковаи Афанасия Щукина составили акт о передаче имущества церкви в их безвозмездное и бессрочное пользование.
         Опись имущества Троицкой церкви с. Рыжкова Кармановской волости:
Здание деревянное, крытое железом – 1 шт.
Колоколов – 5 шт.
Евангелие – 2 шт.
Крест – 2 шт.
Дарохранительница – 1 шт.
Дароносица – 1 шт.
Тресвечник – 1 шт.
Запрестольный крест – 1 шт.
Запрестольная икона Божьей Матери – 1 шт.
Потир – 1 шт.
Звездица – 1 шт.
Дискос – 1 шт.
Копие – 1 шт.
Кандия – 1 шт.
Сосуд для освящения хлебов – 1 шт.
Кадило – 2 шт.
Подсвечник передвижной – 4 шт.
Подсвечник местный – 6 шт.
Хоругвь – 2 шт.
Кувшин – 1 шт.
Облачение для престола – 2 шт.
Облачение для священника – 5 шт.
Венцы для брака – 2 шт.
Плащаница – 1 шт.
Паникадило – 1 шт.
Купель для крещения – 1 шт.
Стихарь  для дьякона – 1 шт.

       7 мая 1922 г. часть описанного имущества Троицкой церкви была изъята на нужды голодающих. В комиссию от местной власти вошли Ошкадёров, Ячменьков П.Ф., Рубцов М.В. В присутствии членов общины Щукина А.Л., Жбанова Г.М., Беседина Н.С. изъяли крест и шесть риз с  икон весом 6 фунтов.
     Троицкую церковь закрыли 15 сентября 1929 года, священника арестовали по 58-й статье. В 1934 году сняли крест, вынесли все иконы, старинные книги, открыли там клуб. Здание не сохранилось, разрушено ещё до Великой Отечественной войны.                            
       В Курском  госархиве хранится метрическая книга  Троицкой церкви села Рыжкова за 1895 год.

 

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now