Архангельская церковь в селе Шатохино

 

      Церковь в селе построена в первом десятилетии XVIII века помещиком Ше(а)тохиным. Существование прихода уже в то время подтверждается документом 1710 года, где написано: «В селе Шетохине церковь во имя Архангела Михаила, деревянная; с неё положено дани – 1 руб. 4 алтына 4 деньги, заезда – 3 алтына 2 деньги, десятильнич доход – 10 алтын, казённых пошлин – 3 алтына 4 деньги, архиерейский доход – 15 алтын, полковым попам – 4 алтына, итого – 2 руб. 10 алтын; при ней во дворе поп Фома Федоров, у него попадья Стефанида, сын Петр; у попа брат Михей, у него дети Федот и Михайла». Архангельская церковь и причт упоминаются во всех государственных переписях населения. В 1719 году в ней служили: поп Фома Фёдоров, 40 лет, его сын дьячок Пётр Фомин сын, 12 лет; пономарь Фёдор Михайлов сын, 20 лет. По 2-й ревизии 1744 года при церкви значатся: «поп Пётр Фомин сын, 37 лет, у него сын Иван, 5 лет; пономарь Семён Федотов сын, 13 лет». 
       В 1794 году церковники указаны с фамилиями: священник Иоанн Петров сын Мясоедов, 56 лет; дьякон Андрей Васильев сын Сонцов, 38 лет; дьячок Митрофан Семёнов сын Мясоедов, 38 лет; пономарь Прокопий Иванов сын Мясоедов, 23 лет; заштатный пономарь Семён Федотов сын Мясоедов, 57 лет.  
      По данным на 1816 год в причт входили: священник Михайла Иванов сын Мясоедов, дьякон Андрей Васильев сын Сонцов, дьячок Ефим Митрофанов сын Мясоедов, пономарь Михайла Моисеев сын Мещерский.


                                                                                              * * *
        Каменный однопрестольный храм в 1811 году возвели прихожане на свои средства. В приходе издавна состояли деревни Басова, Сухарева, Колесникова, они упоминались ещё в 1710 г.
     Число православных на 1908 год составило 1320 душ только мужского пола; церковной земли имелось  43 десятины, а к 1913 году площадь увеличилась до 70 десятин. Причт – трёхчленный (священник, дьякон, псаломщик). На территории прихода действовали четыре земских школы. 3 июля 1888 года село Шатохино посетил во время обозрения приходов Фатежского уезда епископ Курский и Белгородский Иустин, где и остался на ночёвку.

                                                                                      Священники
     Судя по наличию полного штата церковнослужителей, приход был многолюдный и  относительно богатый, отчего священники держались своего места и не покидали церковь в поисках лучшей доли. В 1830-40-е годы служил протоиерей Михаил Мясоедов, затем Иоанн Филиппович Соколов, Яков Соколов. Известен священник Михаил Хорошилов, в 1874 году пожертвовавший собранные им по приходу 9 р. 60 коп.в пользу бедствующих от голода жителей Самарской губернии.  Более 20 лет священствовал Иоанн Петрович Величковский, в разные годы награждённый за усердную службу скуфьёй (1885 г.) и камилавкой. Умер он в 1902 году. В священнический сан возвели дьякона этой церкви Алексея Яковлевича Давидова (в 1918 г. перешёл в Малоархангельский уезд Орловской епархии). До 1920 г. паству возглавлял о. Константин Белявский, перешедший в соседнее село Линец. Последним священником стал Александр Тимонов, назначенный в 1923 году.

                                                                                        Причётники
       Дьяконы и псаломщики менялись чаще, так как для них не предусматривались казённое жалованье и жилище, и они часто уходили в другие приходы, надеясь найти лучшие условия.
     В  1840-1880-е  гг. служат дьяконы  Семён  Андреевич  Солнцев,  Михаил Моисеевич Мещерский, Георгий Соколов.  В 1896 г. дьякон Иоанн Яньшин, согласно прошению, перемещён в с. ЗвегинцевоФатежского уезда. На его место пришёл студент духовной семинарии Алексей Козлов, в скором времени определённый вс. Глебово того же уезда.
       1897 г. – дьякон Дмитрий Курдюмов перемещён в с. Борисовку Фатежского уезда.
       1901 г. –  дьякон  Семён Борзаковский  перемещён  к  Преображенской церкви с.Рыжкова Дмитриевского уезда. На его место определён бывший псаломщик с. Никольского Фатежского уезда Платон Попов. В 1908 г. числится дьякон Филипп Александрович Булгаков, перемещённый в 1913 году вс. Новосёлки, Кресты тож, Фатежского уезда.Около двух лет прослужил  Андриан Данилов.В 1915 году назначен Михаил Пряхин из с. Нижнего Теребужа Щигровского уезда. С февраля по май 1918 года дьяконом числится Андрей Алексеевич Харланов (перемещён в с.Куськино Тимского уезда на должность священника), затем Иван Иванович Рудненков, в феврале  1920 г. назначенный священником в с. Лубошево Дмитриевского уезда.
       С псаломщиками происходила такая же история. Дольше всех прослужили пономари старой закваски Алексей Борзаковский, Алексей Иванович Архангельский и Александр Михайлович Мещерский (1840-70-е гг.), а с 1883  до 1917 года сменяли друг друга: Алексей Александрович Попов, Дмитрий Попов, Иван Яньшин, Василий Сукачев, Григорий Дмитриевич Тихомиров. В 1919 году назначен псаломщиком Докукин А.В., в 1921 г. – гражданин соседней д.Овсянниковой Голозубов Михаил Иванович. В течение 25 лет временно исполняющим  обязанности псаломщика в периоды, когда не было штатных, исполнял местный житель Никита Абрамович Протасов. Он писал прошения о введении его в штат, но необходимым условием для этого являлась обязательная сдача экзамена, который Протасов так и не смог сдать, хотя для прихода его кандидатура была наиболее желательной и удобной по причине отсутствия квартиры для присланных псаломщиков и дьяконов, живших на кухне у священника, отчего они все быстро покидали неудобное для проживания место. Так, в 1920 г. причт церкви отсутствовал вовсе: не только дьякон с псаломщиком, но и священник. 

                                                                                             Ктиторы
       Церковным старостой прихожане два срока (с 1882 по 1888 гг.) выбирали поручика Александра Шалимова, а потом  неизменно несколько лет (с 1891 г.) своего помещика, действительного статского советника, уездного предводителя дворянства – Николая Фёдоровича Шатохина. И только в 1915 г. по какой-то причине изменили своим предпочтениям, избрав ктитором крестьянина  Трофима  Дмитриевича Алфёрова. 
        Простые прихожане тоже участвовали в церковной жизни. Двое крестьян были избраны обществом в 1891 году для ревизии церковных сумм: Василий Алтухов и Василий Брежнев, а в 1911 году жители села Шатохина пожертвовали 20 рублей на сооружение раки для мощей святителя Иоасафа, Епископа Белгородского.

      В 1920 г. составлен акт передачи имущества храма церковному обществу. В составленной описи перечислены следующие предметы: «В алтаре престол во имя Архангела Михаила, на нем: одежда парчовая желтая, шелковый антиминс, два креста серебряных, два больших Евангелия и одно малое, один малый крест жестяной, один ковчег посеребренный, одна дарохранительница серебряная вызолоченная. За престолом: крест большой деревянный, позолоченный, с разными стеклами, семисвечник позолоченный. На жертвеннике: чаша, дискос и звездица серебряные, два копия. В алтаре икона Св. Платона и Марии, иконы Александра Невского и великомуч. Варвары; две тарелочки серебряные, одна медная; кувшин медный, ковшик жестяной, чайник красной меди, таз металлический, кадило серебряное, кадило металлическое, блюдо металлическое под благословление хлебов, два венца для венчания, табуретка и стул. Иконы: Спасителя, Божьей матери, Воскресения Христова, Святителя Иоасафа, святцы всех Святых, Власия, Флора и Лавра, Архистратига Михаила, Пророка Илии и Елисея, Вм. Татьяны. Три пары хоругвей: одна металлическая, а другая из синей материи и третья из красной материи ветхая. Две плащаницы: одна шитая серебром по бархату, а другая очень ветхая. Три люстры: одна большая никелевая вызлащенная, вторая никелевая белая, третья железная, покрашена под бронзу. Иконы Святых Пантелеймона, Феодосия, Митрофания, Петра Афонского, Митрофания Воронежского, Тихона Калужского, Архистратига Михаила. Двенадцать больших подсвечников, четыре малых ветхих подсвечника, два креста деревянные ветхие, висячие лампады, маленькие подсвечники для одной свечи, аналой для иконы, три шкафа, купель для крещения, мирница для крещения, деревянная лестница для зажигания свечей, два фунта свечей, три ковра в алтаре, 28 воздухов, две ризы напрестольные новые, семь старых священнических риз, пять старых дьяконских стихарей, четыре новые священнические ризы (белая, желтая, зеленая, черная), 1 500 рублей для покупки свечей. Колокола: большой – 54 пуда 19 фунтов, остальные три колокола весом неизвестны».
       По сообщени Верхне-Любажского райисполкома, на 1 июня 1937 г. церковь в Шатохино официально считалась действующей, существовала в отчётах, на самом же деле религиозная община распалась давно, и в 1933 г. помещение уже использовалось как склад для ссыпки зерна. В 1937 г. районная администрация начала работу по сбору документов для закрытия  храма.
       Архангельску  церковь взорвали  советские  солдаты   в  марте 1943  года,  кирпич  использовали для ремонта дороги в селе Линец. В настоящее время на месте разрушенного храма находится пустырь.
       В Курском госархиве хранятся метрические книги церкви за 1841-1846, 1847-1851, 1862, 1881, 1883, 1884, 1886-1889, 1892, 1894, 1903, 1904, 1907-1909, 1911, 1912, 1914, 1915 годы.

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now