Архангельская церковь в селе Линец

 

      Церковный приход появился в Линце в первом десятилетии XVIII столетия. Вначале существовала деревянная часовня во имя Архангела Михаила, о чём свидетельствует документ 1710 г.: «В селе Линец часовня, с неё положено дани: данных – 9 алтын 1 деньга, заезда – 3 алтына 2 деньги, десятильнич доход – 10 алтын, казённых пошлин – 3 алтына 4 деньги, архиерейский доход – 15 алтын, полковым попам – 4 алтына, итого – 1 руб. 11 алтын 5 денег. При часовне во дворе вновь прибылой поп Григорей Савин, у него попадья Татьяна и сын Алексей». Наличие часовни говорит о том, что приход образовался совсем недавно, к тому же приходских деревень ещё не было.
      К 1719 году в документах указывается не часовня, а церковь. В это время в ней числятся в подушном окладе церковники: поп Еремей Бабенков, 43 лет, и его дети – дьячок Володимер, 20 лет, пономарь Иван, 13 лет, и Леон, 7 лет.
       Согласно  2-й  ревизии  лиц  духовного  звания  Курского  уезда  Усожского  стана  за  1744  г.  при  церкви Архистратига Михаила села Линца служили «поп Владимир Еремеев сын, 40 лет, дьякон Леонтий, 30 лет, дьячок Иван, 35 лет; у Владимира дети: Андрей, 13 лет, Пётр, 10 лет, Никита, 8 лет».
       В 1794 году – священник Андрей Владимиров сын Попов, 68 лет; дьякон Самуил Андреев сын Попов, 42 лет; дьячок Захар Алексеев сын Булгаков, 24 лет; пономарь Никифор Васильев сын Неварский, 27 лет; дьячок Никита Владимиров сын Попов, 50 лет.  
      В 1816 году священником был Алексей Петров сын Казмин, дьяконом - Андрей Никифоров сын Неварский, пономарём - Никифор Васильев сын Неварский.
Каменный однопрестольный храм на месте деревянного здания возвели в 1762 г. своими усилиями и средствами прихожане. В Архангельскую церковь, помимо линецких, ходили жители деревень Колупаевки и Роговинки.

                                                                                                      * * *
       С  80-х  годов XIX  века причт  Архангельской  церкви  состоял   из  священника  и  псаломщика,  причём священнику выделялся дом и выплачивалось жалованье в размере 294 рублей в год.  Церковные угодья  включали 30 десятин пашни и 3 десятины усадебной земли. Приход считался небогатым, поскольку число прихожан обоего пола, по данным на 1913 год, не превышало 1 200 человек. На его территории действовали две школы: Линецкая земская, двухкомплектная, учреждённая в 1863 г., и Роговинская церковно-приходская, переоборудованная из земской в 1911 г. Ученики имели возможность пользоваться церковной библиотекой, к 1915 г. насчитывавшей 251 том духовной литературы и периодических изданий.В 1891 году приходским советом проводилась проверка наличия денежных сумм, в комиссию представителями от прихожан были выбраны крестьяне Дамиан Парулинов и Михаил Голофеев. Из числа крестьян выбирали и церковных старост. В течение 35-и лет (с 1882 по 1917 г.) ктиторские  обязанности добросовестно исполнял крестьянин Иван Иванович Поляков, в советское время Яков Голофеев.  В 1903 г. Голофеев награждён Курским епархиальным советом Похвальной грамотой за пожертвования в пользу церкви, а в 1907 г. удостоился личной благодарности от епископа Питирима, совершавшего в храме праздничную службу.
       О церковнослужителях периода середины  XIX - начала ХХ вв. имеется следующая информация. В 1859 году упоминается священник Косма Плетенёв, в 1861 году -  священник Александр Николаевский (в 1876 г. избран Благочинным 3-го церковного округа Фатежского уезда), затем Иоанн Платонов. Отец Иоанн был образованным пастырем, в 1880 г. напечатал проповедь в Курских епархиальных ведомостях под названием «Слово о святой воде».  Дочь его, Варвара Ивановна, обучалась в Курском женском духовном училище при женском монастыре. Иоанн Платонов перемещён в 1881 году к церкви слободы Коренька Корочанского уезда. Сменивший его Николай Александрович Покровский(переведен из с.Елашанского Курганского округа Тобольской епархии) прослужил до 1892 года, в 1885 г. утвержден законоучителем Линецкого земского училища. На его место пришел Александр Акимович Троицкий, произведённый в священники бывший дьякон села Попова Слобода Путивльского уезда. Пробыв настоятелем в Линце до 1913 года, Троицкий уходит в с.Косиново Курского уезда. После него священником назначен окончивший курс Курской Духовной семинариибывший учитель Ждановского земского училища Евгений Кронидович Беляев, а с 1920 года служит Константин Белявский. Перешёл он сюда из села Шатохина не только по собственному желанию, но в большей степени по горячим и искренним просьбам верующих линецкого прихода, высказанным ему лично и изложенным епископу Курскому в ходатайстве за подписью 223 домохозяев в присутствии церковного причта и двух сельских исполкомов. Граждане села Линца и деревни Роговинки указывали, что прежний их пастырь Евгений Беляевсбежал с белыми при отступлении частей Деникина и вот уже четыре месяца о нём нет никаких известий. Даже жена его не знает, где он находится, потому и просят себе нового священника Белявского и обязуются обеспечить всеми средствами для содержания, пока не лишится трудоспособности. В случае же, если пропавший объявится, к себе его уже принимать не хотят по причине утерянного доверия и уважения.
    Должность дьякона в 1850-70-е годы занимали Фёдор Григорьевич Василевский, Василий Иванович Кремпольский (служил с мая 1860 г. по июль 1873 г.; перемещён в Успенский собор г. Рыльска) и Николай Васильевич Вознесенский. С 1881 года, момента упразднения  должности дьякона в данной церкви, числились псаломщиками упомянутый уже выше Вознесенский и Павел Алексапольский. В 1905 году назначен псаломщиком Фёдор Петрович Алексеев. Это один из немногих псаломщиков, добросовестно исполнявший свои обязанности и удостоившийся весьма лестной характеристики Благочинного Фатежского уезда Кронида Беляева в 1915 году за своё поведение: «Фёдор Алексеев, 43 лет, окончил второклассное образцовое училище, в должности состоит с 8 августа 1905 г., поведения весьма хорошего, должность свою исправляет с любовью и усердием, богобоязненный и глубоковерующий, характера миролюбивого, к священнику весьма почтителен. Жизнь ведёт трезвую, трудолюбив, с прихожанами живёт в мире и согласии.  С 19 февраля 1901 г. по 15 сентября 1911 г. состоял учителем в Роговинской церковно-приходской школе, должность исполнял с выдающимся трудолюбием и отличным успехом, засвидетельствованным Уездным Отделением, приносит пользу населению своими познаниями в садоводстве, огородничестве, ветеринарии и отчасти в медицине, женат на девице. Кандидат на должность дьякона». Отмеченный начальством в усердии, Алексеев  в 1916 году переведен на должность эконома Курского епархиального женского училища. Его место временно занял Николай Михайлович Волков, умерший в 1919 г. Недолго прослужил назначенный в 1919 году гражданин села Глебова Василий Семёнович Рудаков (перешёл снова в село Глебово Курского уезда по причине не сложившихся отношений со священником и прихожанами), а 27 апреля 1920 году  из села Шатохина приходит новый псаломщик – Афанасий Васильевич Докукин. О судьбе этого человека, начинавшего свой подвижнический путь в церквях сёл Шатохино и Линец, причисленного к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года, следует рассказать отдельно.
       Родился Докукин 18 января 1899 г. в  селе Верхний Любаж, окончил второклассное училище. Родители были простыми крестьянами. В пятнадцать лет  остался сиротой и жил у тётки в Любаже, где при церкви Дмитрия Солунского временно исполнял обязанности псаломщика. 11 ноября 1917 года Афанасий получил указ об определении на ту же должность к Богородичной церкви села Гуйвы Суджанского уезда, но по расстройству здоровья не мог отправиться на место службы. 2 января 1919 года он написал прошение епископу Курскому с просьбой назначить его на праздное псаломщическое место в село Шатохино Фатежского уезда, получил указ о назначении, датированный 16 января, но выданную бумагу  утерял, на что 24 января 1920 г. получил повторное подтверждение указа. Прослужив больше года в Шатохино внештатным псаломщиком, Докукин 25 апреля 1920 г. просит перевести его в приход села Линец, где его усердие в службе скоро было замечено священником Белявским и Благочинным 4-го округа Фатежского уезда Петром Козловым. Они написали ходатайство в Курский Епархиальный совет с просьбой ввести Афанасия в церковный штат, прилагая при этом характеристики. 
Благочинный: «Докукин по своим нравственным качествам и служебным достоинствам (хорошо знает устав церковный, прилично поёт и читает) заслуживает штатного звания псаломщика». Белявский: «При исполнении своих обязанностей раскрывает искреннее стремление служению церкви, выражающееся в неспешном и чётком отправлении Богослужения. Во время пребывания в Шатохино у него выработался более правильный разбор в церковных напевах, а также видно стремление участвовать в хоре. Как человек уравновешенный, скромный, почтительный, ни в чём предосудительном не замешан. Я ничего не имею против, если бы его утвердили в должности псаломщика». 
      10 мая последовала резолюция епископа Назария с решением о допуске Докукина только «исполняющим обязанности псаломщика впредь до усмотрения состояния здоровья штатного псаломщика Рудакова». Церковный совет выступил с жёстким отказом от услуг Рудакова, обосновав своё недовольство его психическим состоянием и долгим исчезновением с места службы: «Честь имеем покорнейше просить Епархиальный совет удалить от нас псаломщика Василия Рудакова.  Рудаков был принят нами по приговору, но мы не знали, что он страдает психически-нервным расстройством, которое стало выражаться в серьёзных поступках даже во время Богослужения. Например, было однажды поползновение пройти в Царские Врата. В последнее время его нездоровье выражалось в путаном песнопении и чтении. Мы считаем, что с наступлением пожилых лет и уходом физических сил болезнь его будет усиливаться.  На место Рудакова  просим назначить  Афанасия Докукина из Шатохино, как зарекомендовавшего себя по отзывам местного духовного начальства. Ещё повторяем, что Рудакова мы не можем допустить к Богослужению после его поступков». Не дождавшись ответа из Епархии, прихожане снова пишут прошение, в котором требуют быстрее выдать Докукину документ, удостоверяющий официальное назначение на должность, а «если Епархиальная власть ожидает выздоровления Рудакова, то он нами принят ни в коем случае не может, как проявивший себя непригодным к сей обязанности».
       Благочинный Козлов, вникнув в суть конфликта, поддержал позицию прихожан. Он писал, что Рудаков внешне вполне здоров, справка о здоровье отсутствует, но приходится прислушаться к мнению членов местного церковного совета, мотивация которых о психических расстройствах его вызывает сомнения. Тем не менее, сам Рудаков в личном разговоре говорил, что возвращаться в приход не желает, поэтому необходимо выдать документы Докукину.
      В 1923 году митрополит Курский и Обоянский Назарий рукоположил Докукина в сан дьякона.  Два года он прослужил в Линце дьяконом, а в 1925 году возведён в сан священника с переводом в церковь села Кочетно Льговского уезда. В 1933 году его обвинили в неуплате налогов и приговорили к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Освободившись, Афанасий Докукин не оставил свою священническую деятельность и служил в церквях Московской области. В сентябре 1937 года по сфабрикованному доносу, поступившему от колхозного пастуха, священника арестовали и обвинили в антисоветской агитации. Следователю НКВД на допросе он отвечал, что никакой агитации никогда не проводил и никаких слухов о войне не распространял. 9 октября 1937 года Докукина расстреляли. Погребён он в общей безвестной могиле в Бутово под Москвой.
                                                                                                           ***
         22 июня 1922 г. комиссия по изъятию церковных ценностей изъяла из храма серебряную ризу с иконы с семью изображениями и семью венчиками, из которых два усыпаны мелкими белыми камнями, с тринадцатью накладками серебряной ажурной работы и 25 камнями крупной величины, вес ризы составил 4 фунта 81 золотник.
Здание Архангельской церкви в 1943 году разобрали для мощения дорог. До войны в ней находился зерносклад, а затем сельский клуб.
    На месте разрушенной церкви в настоящее время построен медпункт. В Линце в помещении бывшего общежития действует приход во имя Преполовения Пятидесятницы, зарегистрированный 24.10.2000 г. Первым настоятелем стал св.Александр Волобуев, затем назначен иерей Владимир Николаевич Новиков.
        В Курском госархиве хранятся метрические книги Архангельской церкви села Линец за 1795-1814, 1823-1834, 1840-1847, 1848-1862, 1881, 1883, 1884, 1886-1889, 1892, 1894, 1903, 1904, 1906-1909, 1911, 1912, 1917 годы.

 

Архангельская церковь в селе Линец Фото начала ХХ в.
Новомученик Афанасий Васильевич Докукин. Фото 1937 г.
Архангельская церковь в селе Линец. Фото начала ХХ в.
Новомученик Афанасий Васильевич Докукин. Фото 1937 г.

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now