Покровская церковь в селе Жидеевка

 

        Земли небольшой деревушки Жидеевки в начале XVIII века стали собственностью графа Б.П.Шереметева, и в 1708 г. туда были переселены малороссияне. Населённый пункт в бумагах вотчинной конторы стал именоваться не селом, а слободой, что говорит о преобладании  среди  жителей выходцев  из Слободской Украины. Церковь появилась сразу же после массового переселения малороссиян, впервые упоминается в переписи населения 1710 г.: «Село Жидеевка, в нём живут черкасы, в том селе церковь деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы; при ней во дворе поп Федор Григорьев сын Хмелевской, у него попадья Пелагея да сын Василий». 
       Вместо старой ветхой церкви построили новую, деревянную, с тем же престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящение её состоялось 1 октября 1741 года. В переписи церковнослужителей Курского уезда Усожского стана 1744 года «при церкви слободы Жидеевки числятся поп Феодор Григорьев сын, 55 лет, у него дети Феодор, 17 лет, и Василий, 15 лет». 
      После кончины попа Фёдора прихожане оставались больше года без духовного пастыря, что им крайне не нравилось. Тогда они сами подыскали нового кандидата для священнической должности, который устраивал их во всех отношениях. Оставалось только получить одобрение помещика и утвердить в духовном правлении, для чего господину было подано нижайшее прошение.
                                                  «Государю сиятельнейшему графу Петру Борисовичу
                                              и государыне сиятельнейшей графине Варваре Алексеевне.
        В Курской Вашего графского сиятельства вотчине в слободе Жидеевке священник Фёдор Григорьев в прошлом 1763 годе в марте месяце умре, а с того времени церковь стоит без служения, потому мы в мирских требах претерпеваем крайнюю нужду. Хотя Курское духовное правление и определило для всяких мирских треб наезжать священнику села Рышкова, который временем и бывает, но весьма мало, особо в летнее время, оттого Вашим подданным происходит в мирских требах великая нужда. Того ж ради оной слободы Жидеевки атаман Матвей Коробкин и все подданные желают: быть священником михайловскому жителю Михайле Иванову сыну Борзаковскому, чего для сего мая 20 дня 1764 года и подали за руками своими приговор, который при сем ко усмотрению Вашего сиятельства прилагается и какое о том Ваше указание повелено будет – допущать ли оного подданного в слободу Жидеевку в священники? – так тому и быть. Только ж он в слободе Михайловке живёт своим двором в подданстве добропорядочно и грамоте умеет, к тому ж иконописец, и человек доброй и состояния хорошего».     Прошение было удовлетворено.
      В 1793 г. причт состоял из священника Василия Василевского, дьячка Ивана Барзаковского, пономаря Ивана Хмелевцова.
        В 1816 году в слободе Жидеевке Дмитриево-Свапской округи указаны священник Иоанн Борисов сын Еленский (служил до 1846 г.), пономарь Василий Иванов сын Хмелевцов (в 1822 г. перешёл в слободу Борисовку Хотмыжского уезда), дьячок Пётр Иванов сын Борзаковский.


                                                                                                * * *
      В 1752 году Жидеевку посетил во время обозрения церквей Белгородской епархии Святитель Иоасаф, сделав замечание по поводу неправильного устройства престола и написав резолюцию: «В церкви слободы Жидеевки замечено, что престол в длину и ширину ¾ аршина и колеблется. Устроить новый по Указной мере и освятить протопопу».  Известно также, что епископ Курский и Белгородский Иустин дважды посещал слободу: 4 июля 1888 г. и в 1892 г.
       Покровская церковь изначально была деревянная, однопрестольная, а каменная построена и освящена в 1792 году на средства прихожан и богатого жителя слободы Михайловки Долгополова. В 1806 г. прихожане, воодушевлённые священником Андреем Василевским и дьяконом Петром Борзаковским, решили использовать имеющиеся церковные деньги на новый колокол. Управляющий Михайловской вотчинной конторой Косарев и жидеевский атаман Карп Морозов поддержали такое решение и написали рапорт в правление Графа Шереметева:       «В слободе Жидеевке в Покровской церкви за маловесием колокола близживущие прихожане благовеста не слышат, отчего церковь лишается дохода, а прихожане службы Божией. Решено церковные суммы употребить на новый колокол около 20 пудов и купить на Коренной ярмарке». 15 июня 1807 г. на ярмарке уполномоченные договорились с приказчиком московского колокольного завода об изготовлении колокола, а 14 февраля 1808 г. по зимнему пути с завода купца Самгина доставили в Жидеевку отлитый колокол.
     В 1839 г. прихожане своим усердием и средствами снова задумали поменять колокола, а вместе с ними построить каменную колокольню  вместо деревянной, но по недостатку материалов и денежного капитала строительство остановилось на полпути. Попросили в Михайловском вотчинном правлении отпустить мел для выжигания извести из находящихся возле слободы меловых гор с взысканием суммы или на пользу храма Божия без взыскания, на что получили одобрение Шереметева: «потребное количество мела отпустить безденежно». Стали составлять смету: помимо недостроенной колокольни, надобно починить крышу и переплавить колокола. Расписали по пунктам: кирпичей надо 3 тыс. штук, 25 четвертей извести, железа брускового на болты и связи 10 пудов, листового железа на крышу 35 п., гвоздей и костылей на укрепление купола по одному пуду, на обивку шпиля белого железа литового 2 п., на главу латуни 1 пуд., на позолоту креста 4 книжки золота, да рядчику за работу, да за переплавку колоколов - на всё потребуется 2 тыс. 53 р. 25 коп. Сразу понятно – самим не справиться. Как всегда, надо к благодетелю помещику с протянутой рукой идти. Написали нижайшее прошение, со всеми высокопарными эпитетами при обращении к графу и рабским преклонением головы пред сиятельнейшей персоной: «Его Сиятельству, сиятельнейшему графу Дмитрию Николаевичу, Вашего Сиятельства слободы Жидеевки от мирского общества и священнослужителей  Всепокорнейшее прошение. Сиятельный граф, Всемилостивейший наш отец! Уделите хотя б одну минуту на прочтение сей нижайшей нашей просьбы. 
      У приходской нашей церкви, сооружённой каменным зданием, на куполе и фронтонах железная крыша от давности пришла в крайнюю ветхость и оттого имеет сильную течь. У колокольни половина состоит деревянная и грозит опасностью, к тому ж ещё и колокола разбиты. Мы усердием своим желаем сей священный храм привести в настоящий вид и прочность, но имеющимися  у нас средствами едва сможем обойтись, а духовное начальство о покрытии церкви и покупке колоколов неотложно понуждает, а если не сделаем, храм может быть запечатан.
Вашего Сиятельства, Всемилостивейшего нашего отца осмеливаемся рабски просить о пожертвовании на сей священный храм. Подписались: священник Иоанн Еленский, дьячок Алексей Барзаковский, церковный староста Василий Калашников, малороссияне…»
        Шереметев от «рабской» просьбы умилением не преисполнился, написал управляющему конторой: а нельзя ли обойтись без ремонта, внушите крестьянам, чтобы сами старались произвести работы; в слободе 358 душ м.п., платят небольшой оброк (по 10 руб. с души), потому должны обойтись без пособия со стороны помещика. Михайловский атаман Иван Шпильков встал на сторону жидеевцев: «Малороссияне и смогли сумму собрать сами, но по многому количеству в числе их бедных людей и по малости земли, кою нанимают у михайловских жителей, да и по нынешнему скудному урожаю хлеба, не в состоянии без пособия починить церковь. Имеющиеся колокола: большой – 27 пудов, средний – 4 п. 37 ф., два маленьких –  один 2 п. 15 ф., другой 7 ф., а всего 34 п. 19 ф. – все оные разбиты, а потому замена их необходима». 
       Шереметев прислушался к словам атамана, проявил снисхождение к малоимущим малороссиянам слободы Жидеевки и от своих щедрот приказал дать, всего навсего, 500 рублей.  Крестьянам ничего не оставалось, как затянуть пояса и на средства от своих скудных доходов  закончить ремонт церкви. 
       Здание храма сохранилось до настоящего времени. Подробное описание его внешнего и внутреннего вида в январе 1887 г. составил приходской священник Василий Иваницкий. 
    «Церковь находится в центре слободы на ровном месте, в 80-ти саженях от реки Усожи, протекающей с восточной стороны. Построена крестообразно, одноэтажная, алтарь пятигранный, приделов нет. В вышину и длину по 35 аршин, в ширину – 14 с половиной аршин. Построена вся из кирпича, выложена сплошной кладкой на известковом жидком растворе, стены побелены без штукатурки, в стенах железных связей нет. Кирпич обожженный средней величины, весом в 12 фунтов, без клейма. Наружные стены гладкие, побелены в 1886 г., без украшений. Есть карнизы из кирпича в виде поясков в семь рядов.
    Кровля шатровая на сводах на все скаты, железная, старая, покрашена в 1886 г. Глава на церкви одна, окрашенная, на ней крест железный, 4-конечный, позолоченный.
       Всех дверей – четыре. Первая – с западного крыльца в притвор, вторая – из притвора в трапезную, третья – с северной стороны в храм, четвертая – с южной стороны в храм. Двери все окрашены зелёной масляной краской. На стенах внутри церкви лепных украшений, росписи и резьбы из камня нет.  Пол везде деревянный, окрашен только в алтаре.
       Колокольня первоначально была устроена на сводах притвора деревянная, в два яруса. В 1839 г. сделана вместо неё на том же месте каменная, четырёхугольная, тоже двухъярусная. Строителем был крестьянин слободы Жидеевки Николай Ефимович Жилин. На колокольне 5 колоколов, на большом вылито изображение Пресвятой Богородицы и указан вес: 33 пуда 11 фунтов.
   Иконостас простой, покрашен масляной краской, 4-ярусный, без колонн. Царские врата двустворчатые деревянные, с резьбой в виде веток. На южной двери изображение архангела Гавриила, на северной – пресвятой Девы Марии. Сверху над дверьми из белой жести голубь, окружённый сиянием, вырезанным из позолоченного дерева. Иконы в иконостасе обновлены умершим ныне живописцем, жившим в Жидеевке, мещанином Иаковом Акинфеевичем Костомаровым.
      Из древностей в храме имеется деревянный крест, употребляемый при проводах усопших младенцев, в один аршин величины с нарезною надписью на оборотной стороне следующего содержания: «Освящён сей храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Кромского уезда Речицкого стана села Высокого Успенской церкви попом Василием Петровым по Указу Преосвященнейшего Саввы, епископа Коломенского и Каширского, октября 1 дня 1741 году».
   Старинных окладов, образов и икон в храме не имеется, кроме одной дароносицы, литой из олова, крестообразной, с изображением вверху святителя Николая, внизу – распятия Господа нашего Иисуса Христа. Дароносица в средине разделена на 5 отделений: в среднем отделении помещаются маленькая из олова лжица и чаша с крышечкою».
      По статистическим данным 1908 года приход насчитывал всего 317 душ мужского пола, церковь владела 35 десятинами земли, при церкви имелась земская школа, штат состоял из священника и псаломщика. Священнику предоставлялся дом и жалованье – 294 р. По причине бедности прихода причётники долго в нём не задерживались, а в революционные и последующие годы службу вели по праздникам приглашённые из соседнего Рыжковского прихода священнослужители, они же являлись законоучителями Жидееевского начального училища.
                                                                                                 * * *
                                                  Сведения о церковнослужителях  XIX-XX вв.  
                                                                                       Священники.
        В 1846 г. назначен Павел Автомонов, после него в 1870-е годы - Вениамин Городенский.
1880 г. – назначен Василий Иваницкий, бывший дьякон села ГниловодыФатежского уезда, в 1883 г. утвержден законоучителем Жидеевского народного училища, перемещён в 1887 г. в село Кунье Старо-Оскольского уезда. На его место назначен Василий Кремпольский, бывший дьякон соборной Успенской церкви города Рыльска.
1892 г. – из села ГниловодыФатежского уезда перемещён священник Сергей Коротков, уволенный за штат в 1896 г. Вместо него назначен Василий Иванов из села Малые Крюки Обоянского уезда. Через пару месяцев он подаёт прошение о переводе его в село МолотычиФатежского уезда, а Василий Карпинский, пришедший из богатого села Дерюгина Дмитриевского уезда, долго не думая, уходит в с.Генеральшино, уступив место Макарию Ивановичу Дьяконову из дальнего села РазгребельСуджанского уезда. Дьяконов продержался на одном месте до 1908 года, являлся законоучителем Жидеевского начального училища, перешёл в село Капыстичи Рыльского уезда. Переведённый из села Мелихова, Никольское тож, Курского уезда Василий Стефанович Булгаков прослужил до 1913 года (назначен на должность законоучителя Жидеевского училища 29 сентября 1908 г., уволен по болезни 17 сентября 1911 г., временно проводил уроки в 1912 г.), умер в январе 1913 г. Далее начинается полная чехарда с назначениями. За год поменялись несколько священников. Временно назначили студента Курской Духовной семинарии Дмитрия Федюнина и переместили в село Благодатное Рыльского уезда. Пришедший из села Ломакина Рыльского уезда Матфей Архангельский, назначенный законоучителем в школе с 29 сентября 1914 г. тут же умирает (октябрь 1914 г.), а назначенный на священническое место учитель Пальцевской церковно-приходской школы Яков Солодовников отчислен от должности как не справившийся. Священник села ГаеваФатежского уезда Пётр Попов за разные проступки переведён в Жидеевку, отрешён от занимаемого места и низведён на полгода в причётники с запрещенимсвященнослужения, ношения рясы, креста и рукоблагословения, но оставлен в должности законоучителя, назначенный на неё 6 ноября 1914 г. Так, с 1914 года до самой революции священническое место оставалось вакантным. 13 августа 1917 г. назначили священникомПавла Тимофеевича Карасёва. В Жидеевку он был перемещён из с. Черторейки Черниговского уезда. Вот что говорит о нём его послужной список: «Из духовного звания, земли и имения нет, выбыл в 1905 г. из 1-го класса Курской духовной семинарии. Был псаломщиком в сёлах Пушкарном и Криничном Суджанского уезда, в 1910 г. перемещён в с. Глубое Дмитриевского уезда. В этом же году выдержал экзамен на звание законоучителя. В 1912 г. был экономом при Рыбинском духовном училище и псаломщиком при церкви училища, затем назначен дьяконом. Перемещён к церкви с. Петрушина Черниговского уезда дьяконом и рукоположен во священника. В 1915 г. назначен священником в с.Черторейки Черниговского уезда». 
      Хорошая  характеристика  не  повлияла  никаким  образом  на долгое пребывание  Карасёва в жидеевском приходе, через месяц верующие искали себе нового батюшку. Пригласили совершить в церкви службу дьякона Григория Яковлевича Мелихова из села Киликино Дмитриевского уезда. Он им понравился. Провели собрание и тайным голосованием большинством голосов проголосовали за него.  В прошении епископу Феофану писали: «Он является достойным пастырем и весьма полезен для нашего прихода. Желаем иметь его своим наставником». Мелихов и сам был не против перейти в Жидеевку, получил весьма лестные рекомендации  от священника Введенского из Киликино («жизнь ведёт нравственную, в службе аккуратен и добросовестно исправляет свои прямые обязанности, пение знает отлично, с прихожанами миролюбив»), даже написал  прошение в Курский епархиальный совет о назначении на должность священника. Однако инициатива снизу не вдохновила членов епархиального совета, прошения прихожан и дьякона отклонили «в виду малочисленности  собрания» и предложили заняться поисками нового кандидата, а Мелихов стал вскоре священником в селе Кошкино Дмитриевского уезда. Претендент был найден: им стал дьякон Богоявленской церкви села Ольховатки Фатежского уезда Александр Солодовников. В июне 1918 года он подал прошение о назначении его в Жидеевку священником. Начальство отказало ему по причине малограмотности. Однако прихожане настоятельно просили именно его назначить настоятелем. В июлеСолодовников пишет второе прошение и снова получает отказ. Очередная инициатива верующих снова провалилась. Вскоре приехал в слободу по собственному почину новый претендент искать себе место службы – безместный священник Диодор Зверев. Но то ли ему приход не понравился, то ли он не приглянулся прихожанам суровой своей фамилией и не менее суровым нравом – уехал он оттуда и больше не вернулся, потерпев из-за той поездки только крайнюю нужду. Поездка эта обошлась его семейству в копеечку: 120 рублей истратил, из коих 80 руб. заплачено было за подводы. Поиздержавшись на переезды, Зверев даже попросил материальную помощь в Духовной Консистории, которая и была ему оказана. И только в апреле 1919 года наконец-то назначен священником бывший дьякон Преображенской церкви соседнего села Рыжкова – Александр Алексеевич Попов, да и тот в 1921 г. перешёл в с. Генеральшино Дмитриевского уезда. Последним священником, служившим до закрытия церкви в 1929 г., стал Косицкий Иосиф Павлович.

                                                                                          Причётники.
       Как ни странно, но псаломщики оказались более постоянными. За довольно-таки большой период,  с 1840-х годов до 1917 года, известны несколько псаломщиков: Алексей Барзаковский, Афанасий Соколов, Михаил Андреевич Попов (в 1888 г. определен в с.Троицкое-на-Прутах Фатежского уезда), Василий Васильевич Юрьев и Павел Бобнев. Последний в 1916 г. взят на войну. Имена псаломщиков периода революции и гражданской войны  не сохранились. С 1924 по 1926 г. псаломщиком был Чурюкин Василий Титович.

                                                                                                   Ктиторы.
      Церковными старостами избирались: в 1888 г., 1891 г., 1894 г. – крестьянин Стефан Чурюкин, в 1909 г. – крестьянин Василий Жилин. Жилин, кроме усердия по хозяйственным делам на благо церкви, известен ещё и тем, что в 1904 году пожертвовал средства в пользу Курского епархиального попечительства за разрешение погребения его набожной матери в церковной ограде. Разрешение ему было дано. 
Представителями от прихожан для проверки состояния церковных сумм избраныв 1891 г. крестьяне Тихон Пономарёв и Андрей Лосев.
                                                                                                  * * *
       7 мая 1922 г. церковь посетили Ошкадёров и Рубцов, члены комиссии по изъятию ценностей. В присутствии верующих Кобалдина А.И. и Мошкина Ф.С. они осмотрели имущество, но ничего ценного там уже не осталось, за исключением одного серебряного креста 84-й пробы около фунта весом, который они и изъяли. 
       Как закрывали церковь, написала газета «Ленинский путь» Льговского окрисполкома в номере от 7 ноября: «20 октября 1929 г. бедняки и середняки с. Жидеевки сошлись на сходку и заявили: «Долой поповский дурман, закроем церковь». В этом здании поручили Коноплеводсоюзу оборудовать маслобойный завод. На следующий день члены сельсовета вместе с уполномоченным от райисполкома с бывшей церкви сняли кресты, а вместо них водрузили красное знамя. Всем селениям Михайловского района жидеевцы рекомендуют последовать их примеру». Завод оборудовать не успели, так как по настоянию верующих храм снова открыли. Служба в нём велась до Великой Отечественной войны. Во время войны в селе стоял немецкий гарнизон,  колокольня и придел были разрушены, сохранившаяся часть храма использовалась немцами в качестве тюрьмы. После войны здание использовали как конюшню, склад удобрений, магазин для продажи керосина. К 90-м годам ХХ века небольшая сельская церквушка имела плачевный вид: купол обветшал, крыша провалилась, фрески пришли в негодность, полы сгнили. В 1996 году стараниями благочинного Анатолия Токмакова был создан приход. С 2001 года священником Вячеславом Исаенковым начата работа по восстановлению храма. Стены внутри здания очистили до самого кирпича, придел храма и купол отстроили заново. Купол соорудили на деньги руководителя одного из акционерных обществ из Сибири Евгения Бельченко, родственники которого проживали в слободе. Районные предприятия выделяли кирпич, древесину и другие стройматериалы. На пожертвования прихожан заказали иконы. Росписью иконостаса занимались железногорские художники Дмитрий Коган, Владимир Милютин, Игорь Манушин. Безвозмездно трудились над восстановлением храма как местные жители, так и жители соседних сёл и города Железногорска. 
      Храм восстановлен и действует. С 16 марта 2004 года  настоятелем  церкви является иерей Виталий Герасимчук.
В 2007 году в церковь проникли воры и унесли несколько старинных икон. Эти же четверо безработных железногорцев, переодевавшихся в милицейскую форму, ограбили и Никольскую церковь в Михайловке. Поймали их в Троснянском районе Орловской области после ограбления старушки из старообрядцев в селе Студенок, изъяли 60 с лишним старинных икон, но иконы из Жидеевки и Михайловки исчезли бесследно, они их уже успели продать.
    В 2010 году  правительство Российской Федерации передало в собственность приходу Покрова Пресвятой Богородицы здание храма.
       Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2010 N 1831-р "О передаче безвозмездно в собственность религиозной организации - Прихода Покрова Пресвятой Богородицы Курской епархии Русской Православной Церкви объекта религиозного назначения - здания храма православного прихода Покрова Пресвятой Богородицы (Курская область, Железногорский район, с. Жидеевка)"
      Передать безвозмездно в собственность религиозной организации - Прихода Покрова Пресвятой Богородицы Курской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) для использования в функциональных целях находящийся в федеральной собственности объект религиозного назначения - здание храма православного прихода Покрова Пресвятой Богородицы (Курская область, Железногорский район, с. Жидеевка).
                                                                                                    Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН»
      14 октября 2012 года в Жидеевке праздновали престольный праздник Покров и 220-летие со дня основания каменного храма. Кроме местных жителей, на праздничную службу прибыли верующие из города Железногорска на трёх автобусах, предоставленных городскими предприятиями, а также на личном автотранспорте. Кто не смог поместиться в небольшом храме, тот молился у входа. Епископ Железногорский и Льговский Вениамин совершил Божественную литургию. Это была первая епископская служба со времени восстановления храма. Мужской хор, прибывший вместе с Владыкой, пел на клиросе.  В конце службы православные прошли крестным ходом вокруг церкви, а епископ Вениамин поздравил всех с праздником и поблагодарил за молитву.        
    В Курском госархиве хранятся метрические книги Покровской церкви слободы  Жидеевки за 1873, 1877, 1880, 1882, 1885, 1890, 1895 годы.

 

Покровский храм в селе Жидеевка в период реставрации.  
Покровский храм в селе Жидеевка в период реставрации.  
Священник Покровской церкви Виталий Герасимчук.
Покровский храм в селе Жидеевка.
Священник Покровской церкви Виталий Герасимчук.
Покровский храм в селе Жидеевка.

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now