Николаевская церковь в селе Гнань

 

     Поселение Гнань существовало еще во времена Бориса Годунова, но появление церкви в нем можно отнести предположительно к 1620 году, когда по указу царя Михаила Фёдоровича узаконена Гнанская сторожа. В росписи Курским сторожам 1623 года Гнань уже называется селом: «22-ая сторожа на реке Усожи от города от Курска вёрст с 70, а видит с неё версты с три, а проезд с ней в Рыльский уезд до села Гнани вёрст с 30, а стоит по 3 человека детей боярских да по казаку». В это же время (1621 год) была написана икона Нерукотворного Спаса, хранившаяся в церкви. Церковь нарекли во имя святителя Николая Чудотворца, икону которого местные жители обрели в лесу возле колодезя в полуверсте от села. Образ Николая был особо чтимой святыней храма. «В вышину сей образ – 1 аршин 7 вершков, а в ширину – 1 аршин 2 вершка, на нём риза и венец серебряные, украшенные ценными камнями; по полям события из жизни святителя», - так описывается икона в «Истории церквей Орловской епархии». Над колодезем, где обретена икона, устроили каменную часовню и поместили туда копию с оригинала, а также несколько образов святых. Сюда на праздники Николу-зимнего и Николу-летнего совершались крестные ходы. Начинались они с двух сторон: из Михайловки и из Гнани. После совершения небольшой службы около святого источника устраивались народные гуляния. Вода в источнике считалась целительной. Колодезь находился внутри часовни, от него наружу отходил деревянный желоб, по которому вода стекала вниз на расстояние 30 метров. Рядом с часовней был устроен водоем, куда и летом, и зимой окунались местные жители. Под деревьями стояли скамейки для отдыха. Небольшая часовня находилась также  на кладбище недалеко от церкви. Часовню над колодезем разобрали после Великой Отечественной войны. Список с чудотворной иконы св. Николая, хранившийся в часовне, попал в дом одной верующей из слободы Михайловки. С тех пор икона является семейной реликвией. Однажды в неё попала молния, от которой в доске образовалось глубокое отверстие, со временем затянувшееся. Иногда икона мироточит.
         Гнанская церковь и её служители упоминаются в переписных книгах Радогожского стана Комарицкой волости 1707 года. 
      «В Николаевской церкви села Гнани поп Сергей Евтифеев, у него дети: Андреян в солдатах, Леонтий, 15 лет. Дьячок Акиндин Евтифеев. Дьячок Афанасий Фёдоров, у него сын Яков, 23 лет; у него ж, Афанасья, братья: Степан - 12 лет, Карп - 9 лет. Живет в том селе на церковной земле бобыль Мина Яковлев, одинок. На той же церковной земле во дворе написан был бобыль Максим Минаев, а ныне он, Максим, с детьми, с Василием да Елисеем, сошли в Рыльский уезд в деревню Ратманову в 1706 году, а двор пуст. Итого: попов – 1 двор, дьячков – 2 двора».
      В 1711 году в переписной книге указывается: «В Гнани поп Сергей Евтифеев, 50 лет, у него попадья Татьяна Миронова, 52 лет. Поп Елисей Афанасьев, 28 лет, у него отец дьячок Афанасий Фёдоров, 70 лет, да попадья Татьяна Панкратьева, 40 лет. Дьячки: Иван Васильев, 27 лет, Василий Васильев, 23 лет».
      24 февраля 1736 года дана Перехожая Память села Гнани попу Анисиму Елисееву, по которой  велено ему перейти в село Разветье на место умершего в прошлом году попа Ермолая Зиновьева.
        В переписи 1782 г. при храме указаны церковники: штатный священник Ефим Кононов, 48 лет; дьякон Фёдор Андреев, 37 лет; дьячок Тимофей Андреев, 17 лет; пономарь Иван Фаддеев, 29 лет; заштатный дьячок Андрей Иванов, 57 лет; церковники Иона Иванов, 59 лет, и Семён Леонов, 35 лет. Итого числится служителей вместе с жёнами и детьми – 34 человека. 
        В конце XVII века, по сведениям из книги «История Орловской епархии», в Комарицкой волости из 169 попов только пятеро, в том числе Гнанский, имели у себя наемных работников из бобылей. А ещё при церкви находилась лавка с товарами, которую в 1682 году пришлось закрыть по указу, воспрещавшему лицам духовного звания сочетать службу с торговлей.
       Гнанский поп Анисим Елисеев «1732 года генваря в 29 день» в прошении, поданном в канцелярию Синода, писал: «В вотчине господина моего князя Константина Дмитриевича Кантемира в селе Гнани имеется  из давних лет церковь деревянная во имя святителя Николая Чудотворца. А в прошлом 1731 году июня 29-го оная церковь от молненного сожжения сгорела, токмо остались один престол со священным антиминсом, иконостас и святые иконы. А ныне в оном селе Божественной службы не имеется, в чём в мирских требах немалая нужда. А в том же стане дворцовой Комарицкой волости в селе Невари  имеется построенная деревянная церковь, а ныне оную церковь желает князь Кантемир перевезти и построить на месте оной сгорелой церкви в помянутом селе Гнани во имя того же престола. Прошу о перевозе помянутой церкви из показанного села Невари в село Гнань, о строении и освящении оной на старом освящённом антиминсе Столбовского Николаевского монастыря к архиепископу Иллариону послать Указ». 
          1 февраля 1732 был дан Указ и благословение на строительство и освящение церкви.
      Против сей челобитной выписаны данные о пошлинах за разные годы: «В окладной книге жилых церквей Севской десятины сего 1732 года написано: с церкви Николая Чудотворца в селе Гнани дани и заезда и десятильнича дохода – 2 р. 55 к., казённых пошлин – 17 коп., полоняничных – 20 коп., на подмогу полковым попам – 10 коп. А по переписным 7185 (1677) г. книгам у оной церкви написано: 2 двора поповых, в приходе – 63 двора, пашни – 16 десятин в поле, сена – 200 копён. А в переписных же 1703 года книгах у оной же церкви написано: во дворе поп Сергий Евтифеев, в приходе 44 двора, пашни 20 четвертей в поле, сена – 15 копён».
       Здание церкви в XVII – XVIII веках было деревянное, а сооружение каменного началось в 1793 г. (по другим данным – в 1799 г.) по плану князя Александра Ивановича Лобанова-Ростовского под присмотром игумена Богородицкой Площанской пустыни - Серапиона. Свои средства туда вложил также князь Н.И. Трубецкой. Освящение храма состоялось в 1802 г. 
       Описание каменного храма в 1887 г. составил священник Захарий Амфитеатров: «Церковь находится на горе, внизу которой есть небольшой пруд. Одноэтажная, устроена крестообразно. Высота – 55 аршин, ширина – 29 с половиной аршин,длина – 45 с половиной аршин. Стены выложены кирпичом, а в средине образованы пустоты, которые засыпаны бутом и залиты известковым раствором, связи стен железные. Стены снаружи гладкие, лепнины и каменной резьбы нет. На внутренних также нет каменных украшений и настенной росписи. Кровля шатровая на сводах, железная, покрашена краской в 1883 г. Две главы – главная и колокольная – в виде пирамидальных шатров, покрыты железом и покрашены. Кресты на главах железные, четырёхконечные. Дверей всех четыре: ведущая на паперть деревянная, окрашена белой краской, остальные железные синего цвета.  Полы частью деревянные, частью каменные. Иконостас пятиярусный, из дерева, резьба на золотом фоне. На колокольне 9 колоколов, надписей на них не имеется. В церкви помимо чудотворной иконы св. Николая имеется резная статуя, изображающая Спасителя в терновом венце в рост человека».
      Приход состоял из деревень: Веретенино, Солдаты, Остапово, Толченая. По межевой книге 1794 года церкви принадлежало 24 десятины 698 сажен пашни и 8 десятин 1702 сажени сенокоса, в 1806 г. – 33 десятины, а по данным 1903 года количество земли увеличилось до 72 десятин. Число прихожан тоже достаточно большое для сельского прихода: 1453 души мужского пола и 1415 душ женского пола в 1903 г. Причт на начало  XIX века состоял из двух священников и четырёх пономарей, затем остаются в штате священник, дьякон и псаломщик.
       В селе существовало две школы: земская и церковно-приходская, открытая в 1889 году. В церковно-приходской школе на 1903 год обучались 83 ученика. Попечителем Гнанской церковно-приходской школы утвержден управляющий имением Его Величества Великого Князя Сергея Александровича статский советник господин А.Н.Филатьев. Он принял на себя значительную долю расходов по приспособлению церковной караулки к школьному помещению и доставлял ежегодно отопление для школы. Обязанности законоучителя долгие годы исполнял псаломщик Иван Иовлев, отмечавшийся в отчетах «особым усердием и опытностью, три года обучающий детей в церковно-приходской школе и ранее того 18 лет учительствовавший в земской школе». За труды он получил архипастырское благословение. Такие же благодарности получили в 1911 году учительницы Евдокия Дмитриевна Кириллова и Ольга Захаровна Амфитеатрова, а также в 1914 году «за усердную и полезную деятельность при церковно-приходской школе попечитель, церковный староста Алексей Рязанцев».
     Священник  Захар Амфитеатров  в 1898 году  устроил  в  церковной  сторожке, отделяющейся от школы коридором, ночлежный приют на 30 человек. В приюте помещались дети крестьян из отдаленной деревни Толченой. Оставаясь в приюте шесть учебных дней, ученики заранее приносили из домов необходимые продукты и сами, под присмотром сторожа, готовили себе еду.
       При храме действовал церковно-приходской совет, занимавшийся изысканием средств на ремонт храма и на выплату жалованья учителю школы. Так, в 1909 году на ремонт храма собрали 700 рублей, а на жалованье учителю – 60 рублей.
      Гнанский приход упоминался в сводках о происшествиях по Дмитровскому уезду. Преступники совершили святотатство: «24 сентября 1904 г. в Гнани задержан крестьянин д. Веретениной Семён Иванов при совершении кражи через отбитие двух деревянных клиньев из церковной кружки – 2 р. 86 к. денег сбора пожертвований»; «в ночь на 30 апреля 1907 г. при селе Гнани в часовне Святого Колодца произведен взлом трёх висячих замков: один на дверях часовни и два на кружках, но похищения не было. Подозрение в совершении этого преступления заявлено на крестьянина слободы Михайловки Фёдора Дьяченкова».
       Церковными старостами избирались крестьяне Сергей Доронин (1865 г.), Дмитрий Захарьев Хрипунов (1890 г.), Алексей Рязанцев (1908, 1912 г.), Григорий Барабанов (1915 г.), за исключением 1872 и 1903 годов, когда на трёхлетие избраны дмитровские мещане Филипп Евдокимович Трошенков и Василий Трошенков.

                                                                                         О причте
         Долгое время (с середины  XIX века) дьяконом состоял Пётр Введенский, затем Иван Некрасов и Иван Иевлев, и с 1913 года – Георгий Покровский, бывший до того псаломщиком в селе Саранчино Севского уезда. Не проработав на новом месте и года, он умирает, а на его место приходит Александр Троепольский из села Никольское-Солнцево Орловского уезда.
     Псаломщиками были в разные годы, начиная с 1870-х, Георгий Самоцветов, Фёдор Колпинский, Василий Иевлев, Павел Воскресенский, Фёдор Покровский, перемещенный в село Девятино Дмитровского уезда; затем Иоанн Васильевич Иевлев, ставший впоследствии дьяконом при церкви, умер в 1908 году. С 3 октября 1912 года Яков Тараканов, перемещенный из села Закромский Хутор Кромского уезда (в 1918 году определён за штат). С 1918 года утверждён псаломщиком Александр Орлов из церкви села Бучнево Карачевского уезда. Через несколько месяцев его переводят в село Никольское-Солнцево Орловского уезда, а на его место приходит Афанасий Троицкий из села Соломино Дмитровского уезда. С 1922 года – Иевлев Николай Иванович.
        В истории храма известны три случая, когда священники и причётники  привлекались к суду. В 1809 г. дьячок Борисов обвинил других членов клира, будто бы они не отдают ему положенную ему часть от собранных доходов. В 1830 г. священнослужители обвинены в похищении у мещанина Фёдора Рудакова двух лошадей. В 1833 г. на священника Василия Амфитеатрова, дьякона Александра Алексеева и пономаря Протопопова завели дело о сорванной печати с кружки сбора доходов без ведома второго священника и изъятии оттуда неизвестного количества денег. Инцидент этот уладили мировым соглашением между священниками и производство дела прекратили. Во всех случаях священнослужители были оправданы и «по невиновности учинены свободными».
     Имя священника конца XVIII века Ефима Мещерского упоминается в «Истории Севской семинарии» по следующему случаю. 1 ноября 1790 года преосвященный Аполлос  подписал ведомость на исключение из Севской духовной семинарии 38 учеников, среди них Иван Мещерский Дмитровской округи села Гнани священника Ефима сын, 22 лет, с 1781 года принятый в семинарию. «Учения не худого, но жития и поведения непохвального». Студент отделения Философии исключён и отправлен в Орловское наместническое правление и по его желанию определён в число приказнослужителей в Кромскую Нижнюю Расправу. 
     В начале XIX века настоятелем Гнанского прихода был представитель известной династии священников Василий Егорович Амфитеатров, старший брат митрополита Филарета (Амфитеатрова). В свое время он закончил Орловское духовное училище, в котором обучался с 1787 г. Сын Василия, Егор Васильевич, родившийся 24 апреля 1815 года в Гнани, стал впоследствии профессором Московской Духовной академии на кафедре словесности и истории литературы. 

 

Амфитеатров Федор Васильевич (1819-1886), священник Никольской церкви с. Гнань.  Фото 1886 г.
Амфитеатров Федор Васильевич (1819-1886), священник Никольской церкви с. Гнань.
Фото 1886 г.
Амфитеатров Федор Захарович, профессор Казанского университета. Фото 1965 г.
Амфитеатров Федор Захарович, профессор Казанского университета. Фото 1965 г.
Амфитеатров Егор Васильевич, профессор богословия
Амфитеатров Егор Васильевич,
профессор богословия
Гнанская начальная школа, расположенная в здании  бывшей церковной сторожки. Фото 1960 г. 
Гнанская начальная школа, расположенная в здании
бывшей церковной сторожки. Фото 1960 г. 

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now