Никольская церковь в селе Лубошево

 

       По свидетельству перепесных книг Рыльского уезда Свапского стана, датированных 1721 годом, церковный приход существовал в селе  уже в то время, служил в нем «поп Малахий Фомин». До начала XIX века церковные здания были деревянные. 
       В документах Патриаршего приказа XVIII века хранятся два дела, свидетельствующих о построении новой церкви в деревне Лубошевой Рыльского уезда. Первый документ датируется 1730 годом, в нем дается разрешение на сооружение храма. Во втором документе 1734 года говорится о построенной деревянной церкви во имя Николая Чудотворца. 
       Каменный, однопрестольный, храм построил на свои средства помещик  Афанасий Григорьевич Артюхов с супругой Марией Ивановной. Освящён он чином Духовного правления протоиереем Трофимом Лукинским 8 февраля 1804 г. в день святого великомученика Стратиллата. Краткое описание её внешнего и внутреннего вида оставил в 1887 г. священник Николай Андреенков. 
      «Церковь находится при речке Асмонке, одноэтажная, устроена крестообразно, приделов нет. Вышина – 5 сажен, длина – 10 сажен, ширина – 4 сажня. Стены выложены сплошной кладкой, гладкие, без украшений и изображений, связи стен железные. Полы и двери деревянные, всех дверей – три. Кровля дуговая на два ската из листового железа, выкрашенная. Глава одна, железная, выкрашенная. Крест на главе железный, четырёхконечный.  При входе в церковь – звонница, ступеньки на колокольню в стене. Колокольня построена вместе с храмом, кирпичная, одноэтажная, на ней 4 колокола. Стены внутри церкви выбелены. Иконостас с колоннами пятиярусный, деревянный, резной. В церкви хранится старинный недатированный Синодик с надписью: «Сей Синодик Рыльского уезда Свапского стану села Лубашева церкви Николая Чудотворца».
До революции в ней хранились метрические книги с 1816 года и исповедные росписи с 1819 года, а также существовала церковная библиотека, насчитывавшая  130 томов книг духовного содержания. По статистическим данным 1908 года штат состоял из священника и псаломщика. Священник получал казённое жалованье – 300 рублей в год, псаломщик – 100 рублей. Деревянный дом для священника построили прихожане в 1881 году, псаломщик ютился в ветхом старом домике. Земли церковной имелось: 2 десятины усадебной, 27 десятин полевой, 1 десятина сенокоса, 4 десятины леса. Земля сдавалась в аренду крестьянам, частично обрабатывалась причтом. Аренда земли приносила причту дополнительный доход: в среднем 200 рублей в год с пашни и сенокоса и 15 рублей с мелкого кустарного леса. По тем временам, священнослужители этой церкви жили достаточно обеспеченно. Например, годовой доход священника Иоанна Боголюбова в 1915 году включал в себя: 300 р. жалованья из казны, 70 р. за преподавание Закона Божьего в двух школах, 200 р. от пользования крестьянами землёю, 225 р. за требоисправление. Это позволило ему дать своим детям приличное образование: дочь Александра окончила в Киеве высшие женские медицинские курсы и работала в Курске врачом при городской больнице; Татьяна обучалась на высших женских агрономических курсах в Москве; Андрей закончил Курскую духовную семинарию и служил псаломщиком в Новооскольском уезде.Доходы же псаломщика Каллистрата Котова в 1915 году были намного скромнее священнических: 100 р. жалованья, 50 р. с аренды земли и 52 р. от прихожан за треоисправление.
    Число прихожан к 1916 году достигло  559 душ мужского и 509 душ женского пола. В приходе действовали церковно-приходская школа (открыта в 1889 г., содержалась на средства сельского общества, располагалась недалеко от храма), и земская начальная (открыта в 1911 г., на её содержание из казны выделялось 390 руб. 08 коп.в год). Здание церковно-приходской школы было деревянное, крытое железом, на каменном фундаменте, снаружи и внутри оштукатурено.  В  1914 году в ней обучались 27 мальчиков и 16 девочек. Территорию церкви окружала каменная ограда, внутри которой находился сад и цветники. Храм  посетил в 1892 году во время своего путешествия по епархии Преосвященный епископ Иустин.

                                                                                                О причте.
       Согласно переписи 1784 г. в приходе числилось 90 дворов. Штат состоял из священника, дьячка и пономаря: священник Яков Филиппов, 50 лет, у него сын Николай; дьячок Иван Иванов, 33 лет; пономарь Пётр Михайлов, 32 лет; заштатный дьякон Григорий Тихонов, 34 лет, перемещённый вс. Пересветову Белицу Дмитриевского уезда. 
    О священнослужителях начала XIX века есть упоминание в переписи населения 1816 года: священник Тихомиров Николай Яковлевич, дьякон Тимонов Григорий Карпович, пономарь Ковров Герасим Васильевич.
        С 1828 по 1870-е гг. в Лубошево служил священник Михаил Крутиков, в 1876 году из Линца Фатежского уезда перевели священника Александра Николаевского и назначили Благочинным духовного округа. В 1880 г. назначили нового настоятеля – Николая Павловича Андреенкова, бывшего до того времени дьяконом в  с. Тёткино Рыльского уезда. Через 7 лет его перевели вс. Пересветову Белицу Дмитриевского уезда, а на его место пришёл Иоанн Иоаннович Боголюбов из с. Максимова Тимского уезда. В 1893 году он подал прошение о перемещении его в село Кромские Быки Льговского уезда.  Боголюбов через много лет (в 1913 г.) снова вернётся в Лубошево, где прослужит до революции, с 3 августа 1913 г. будет назначен законоучителем Лубошевского училища, а до того момента приход возглавляли короткое время Владимир Карпинский, возведенный в сан священника бывший псаломщик села ЧаплищеПутивльского уезда (преподавал Закон Божий в Лубошевской школе, Клишинском начальном училище - с 1 сентября 1907 г., награждёнза труды набедренником), перемещён в с. Дмитриевское, Старый Город тож, Дмитриевского уезда 23 ноября 1907 г., и Иоанн Григорьевич Дьяконов, назначенный в 1908 г. из с. Жигаева Дмитриевского уезда и перемещённый впоследствии в с. Мазикино Белгородского уезда (с 28.01.1908 г. по 31.08.1908 г. являлся законоучителем Клишинского начального училища, с 12.10.1911 г. - Лубошевского начального училища). В период революционной смуты короткое время служили Евлампий Вознесенский, Иоанн Лечицкий (осенью 1919 г. ушёл с деникинцами), Иоанн Рудненков (переведён в с.Генеральшино). В 1921 г. из с. Ивницы Льговского уезда пожелал переехать в Лубошево священник Пётр Степанович Бычков. На него прихожане возлагали большие надежды в ходатайстве епископу Никону: «Мы, граждане села Лубошево, верующие в существование Бога и Его святую Христову Православную Церковь, лишены возможности чувствовать  радость и удовлетворение религиозных чувств за неимением священника, а посему всепокорнейше просим перевести в наш приход священника Петра Бычкова». По каким-то причинам служение его оказалось здесь коротким, и уже с 1922 г., вплоть до самого закрытия церкви, паству возглавлял о. Косминский.
         Псаломщики менялись очень часто, так как доходы имели мизерные в небогатом приходе, поэтому назначали часто выпускников духовного училища: одни уходили  – другие приходили. С 1840-х годов до 1917 г. известны следующие псаломщики: Петин, Яков Хмелевцов, Стефан Грунский, Михаил Лащенков (уволен за штат в 1890 г.), Дмитрий Виноградский (с 1890 г., в 1891 г. перемещен в с.ЛуневкуОбоянского уезда), Роман Слюнин, Иван Космин, Иван Алексапольский, Алексей Руденков, Павел Гривачев, учитель Александр Недошивкин, крестьянин Каллистрат Петрович Котов.
       Сын псаломщика Якова Хмелевцова попал в криминальную хронику «Курских губернских ведомостей», где было напечатано в 1874  г. объявление: «Разыскивается с. Лубошева Дмитриевского уезда Сысой Яковлевич Хмелевцов, обвиняемый в краже лошадей у крестьян Рожкова и Тимощенкова». Дьячок Петин тоже прославился: слыл в округе первым вором. В той же газете в 1878 г. сообщалось: «Урядник Сомсиков 23 октября поймал с крадеными лошадьми двух главных в Дмитриевском уезде воров: дмитриевского мещанина Мисюгина и дьячка села Лубошева Петина и представил их вместе с лошадьми к приставу 1-го стана, который лошадей отдал хозяину». 
       Несколькими десятилетиями ранее следствию по духовному ведомству подвергся также священник Михаил Крутиков. В Фатежское Духовное правление поступил рапорт от причётников села Лубошева, дьячка Якова Хмелевцова и пономаря Стефана Грунского, которые обвинили  Крутикова в неправильном поведении. 30 декабря 1844 г. в субботний день он совершал Божественную Литургию и после Херувимской песни, пред Великим выходом, увидел, что из серебряного потира в образовавшееся отверстие частично вытекли Святые Дары.  Не закончив по этой причине службу, он затворил Царские врата, употребил остатки приношения и разоблачился. Бдительные причётники не могли промолчать по поводу такого предосудительного поступка. По данному факту благочинный Егоров провёл следствие, в ходе которого установил, что дно потира запаяно оловом, и туда могла просочиться жидкость, но от священника не получил объяснений, почему тот не завершил Литургию. Столь незначительный случай рассматривали в Священном Синоде Санкт-Петербурга, где была определена степень виновности священника и принято решение о мере наказания за нарушение Уставных церковных положений.

        В разные годы избирались церковными старостами крестьяне: 1882 г. – Григорий Соколов; 1883 г. – Андрей Парфёнов; в 1888, 1891, 1894 гг. - Косма Панкин; 1898 г. – Мартин Силович Рожков; 1909-1916 гг. – Иван Васильевич Боборыкин; 1920 г. – Герасим Цепков.
     В 1891 году крестьяне Яков Синюков и Мартин Рожков участвовали в комиссии по проверке состояния денежных сумм в церковной казне. 
       18 мая 1922 г. комиссия в составе Краснитского И.Ф., Иванова А.Г., Харланова Д.Т. в присутствии верующих Тихонова Г., Полухина А., Будника А., Леонтьева А., Парфёнова И. и священника Косминского изъяли следующие ценности: ризу с иконы, маленькую чашу, лжицу для причащения больных. Вес трёх предметов составил 2.5 фунта. В протоколе указали, что взяли не всё, и серебряные вещи ещё остались, как то: чаша, дискос, звездица, лжица, ковшик.
        Храм закрыли 28 сентября 1929 года, в здании устроили избу-читальню, потом зерносклад.  Крест  с церкви снимал вор-рецидивист Герасим Дудыкин.
        Здание разрушили в 1937-38 годах, кирпич использовали при постройке Разветьевской МТС и  Расторогской школы. Кладка была настолько крепкая, что кирпичи отбивали с большим трудом, так как в раствор при строительстве вкладывали четырёхгранные штыри, стягивавшие кладку вдоль и поперёк.  На этом месте  в 1970-80-е стояла колхозная пасека.
       В Курском госархиве хранятся метрические книги Никольской церкви села Лубошева за 1828-1839, 1834-1844, 1842, 1861, 1877, 1880, 1881, 1882, 1884, 1890, 1895, 1906 годы.