Краснофлотец Павел Седогин

 

 

     В годы Великой Отечественной войны семья крестьянина Якова Сергеевича Седогина сделала всё возможное для победы над врагом. Сам глава семейства сразу после освобождения от оккупантов  родной деревни Воропаево ушел в Красную Армию, хотя ему было в то время больше 50 лет. Еще до начала войны в РККА был призван его младший брат Иван Сергеевич. Воевали с фашистами и дети Якова Седогина: Павел и Сергей. Пока они сражались, их мать Мария Павловна растила еще четырех братьев и сестер: Екатерину, Николая, Анатолия и Нину, старшей из которых было чуть больше 20 лет, а младшей - два года. Детей всего было 9 (трое умерли в подростковом возрасте).

    Старший Павел родился в 1919 г., в 15 лет уехал из Воропаево в город Горький (Нижний Новгород), где поселился у дяди Серафима Павловича Корнеева. Там он окончил ФЗУ и в 1934 г. пошел работать на Горьковский автозавод. В 1939 г.  был призван на Балтийский флот, прошел подготовку в  школе моряков-подводников. Служил сначала на подводной лодке «Малютка», а потом был переведен на подлодку «Народоволец».

В мемуарах старшины 1-й статьи, кавалера 4-х боевых орденов и десятка медалей И.Я.Князева "Народоволец" выходит в море" рассказывается о том, что претерпели подводники в блокадном Ленинграде. Их лодка стояла у Литейного моста, ежедневно рисковала погибнуть, но еще большим был риск умереть с голоду. Многие члены экипажа умерли, другие надолго заболели. Вместе с ленинградцами они пережили все 900 дней блокады. Боевой дух подводников поддерживал комсорг Павел Седогин, старший моторист. И когда, наконец, 23 сентября 1942 г.  "Народовольцу" удалось выйти в первый боевой поход в открытое море, риск только увеличился. Спустя сутки лодка запуталась в противолодочной сети, выставленной немцами. Надо было  освобождать винты от намотавшейся на них сети. Вызвали добровольцев, но с таким условием: если лодка будет обнаружена противником, то начнется  срочное погружение и тогда работающие в воде останутся за бортом и будут обречены на верную гибель. Риск был огромным, но одним из первых в группу добровольцев вызвался комсомолец Павел Седогин. Двое суток шла борьба со смертью: днем лодка погружалась в воду, а ночью в ледяной воде рубили стальную сеть. Им повезло: все остались живы.

      От маневра каждого зависела жизнь всего экипажа. "Комсорг Павел Седогин, - пишет мемуарист, - в небольшие по времени "психологические антракты" проводил короткие собрания. Честное слово, на подобное способны, наверное, только советские люди, воспитанные так, что прежде думают о долге перед Родиной, перед обществом и только потом о себе. Не просохли от пота тельняшки, вымокшие той ночью, когда мы "бурлачили", освобождаясь от минных сетей, еще не прошло первое напряжение, вызванное скрежетом минрепов, и впереди - мы это хорошо знали - нас ожидала встреча с жестоким противником, а наши комсомольцы со свойственным им оптимизмом планировали, как лучше топить фашистов".

    И еще не раз упоминает И.Я.Князев комсорга, отличного моториста Павла Седогина, во многом благодаря которому "Народоволец" нанес несколько смертельных ударов немецким кораблям. Некоторые члены экипажа подлодки были удостоены высоких наград: капитан С.Н.Богорад  стал Героем Советского Союза, а старший моторист П.Я.Седогин получил орден Боевого Красного Знамени. Но это не была последняя награда нашего земляка. В 1943 г. ему вручили медаль "За оборону Ленинграда", осенью 1944 г. - медаль Ушакова.

     Очередной подвиг Павел Седогин совершил во время боевого похода подлодки с 12 декабря 1944 года по 20 января 1945 года. В момент попадания судна в район мелких глубин, при всплытии на поверхность в дневное время вблизи берегов противника Седогин по приказу командира произвел быстрый пуск машины, что дало возможность уйти с отмели и продолжить боевое задание. При преследовании противника несколько раз возникали серьезные аварийные ситуации, выходили из строя важные механизмы, но, не останавливая хода, вместе с командиром Седогин устранял неполадки, и подлодка выполняла задачи. За этот поход Павел Седогин получил орден Красной Звезды. И еще одну медаль, "За боевые заслуги", ему вручили в мае 1945 года за участие в блокаде вражеских войск Курляндской группировки и Землянского полуострова. 

        В 1945-48 гг. он в должности главного старшины занимался испытанием трофейных немецких подлодок.

     Послевоенная его судьба связана с Горьковским автозаводом. Павел Яковлевич прошел длинный и славный путь от рабочего, до старшего экономиста, начальника технического бюро управления,  начальника отдела материально-технического снабжения завода.

    Славный моряк-подводник ушел из жизни в 1982 г. Подводная лодка «Народоволец», на которой служил Седогин, была списана, переоборудована в мемориал-музей и в 1989 г.  установлена на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Память о нашем земляке – краснофлотце Павле Яковлевиче Седогине – увековечена в экспозиции музея.

Седогин Павел Яковлевич (вехний ряд в центре) с сослуживцами. (фото из семейного архива Галины Васильевой)
Седогин Павел Яковлевич (вехний ряд в центре) с сослуживцами.
(фото из семейного архива Галины Васильевой)
Седогин Павел Яковлевич.
(фото из семейного архива Галины Васильевой)

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now