Архангельская церковь в селе Расторог

 

      Об истории возникновения церкви в Растороге упоминает историк Холмогоров в труде «Рыльской десятины жилыя и данныя церкви». В 1654 году построена в деревне Расторог часовня во имя Архангела Михаила. Служил в ней поп Диомид, подать собирал с него десятинный староста Ильинский -  27 алтын с деньгою. В 1668 году пишется уже не часовня,  а церковь, однопрестольная. В церкви увеличился причт, а также в собственности церкви появилась земля, на которую в 1691 году возросла подать: «По Указу святейшего Патриарха и по помете на выписке Андрея Денисова Владычкина сей церкви на попа с причётники прибавлено дани по памяти из Поместного Приказа за подписью дьяка Анисима Невежина с церковной земли: с пашни с 10 четвертей, сенных покосов с 10 копён – 8 алтын 2 деньги. Те прибавочные деньги платил поповский староста Симеон». В 1677 году поп Василий Трофимов получил благодарственную грамоту за усердное служение в церкви. В 1705 году построена новая церковь во имя Архангела Михаила, однопрестольная, деревянная, с колокольней, и поп Яков Васильев 9 июля получил Антиминс (плат с мощами святого) для освящения храма по благодарственной грамоте. Перестроили её основательно в 1770 году прихожане на свои средства, затем дважды ещё подновляли снаружи (в 1841 и 1871 гг.) и дважды внутри (в 1891 и 1909 гг.). В церкви хранились метрические книги с 1793 года и исповедные росписи с 1800 года, а также существовала библиотека, состоявшая из 75 томов книг духовного содержания.
    Ремонт здания, проведённый в 1841 г., был сделан с согласия помещика графа Дмитрия Николаевича Шереметева и с его финансовой помощью. Сначала клир церковный и прихожане написали ему прошение, датированное 10 декабря 1838 г., где обосновали назревшую необходимость ремонта и обозначили приблизительную смету на предстоящие работы: «Наша церковь есть здание деревянное, тесное, и при некоторых от давнего существования повреждениях имеет ветхую крышу. Духовное начальство о починке оной делает нам частые побуждения, и дабы не было воспрещения совершать в ней священнодействия, мы имеем желание пристроить к ней боковые фронтоны для увеличения помещения, исправить полы, перестроить фасад ветхой колокольни и всё церковное здание покрыть железом. Для этого потребуется леса до 50 корней, а на покупку железа, досок и уплату мастерам - не менее 2 тысяч руб.  От доброхотных дателей собрано 400 руб. Хотя приход и включает более 600 ревизских душ, но многие прихожане в прежние годы потерпели несчастья от пожаров и неурожаев хлеба, поэтому не могут сами совершить необходимое церкви возобновление. Просим на это Ваше милостивое соизволение.  Св-к Андрей Софрониев, дьякон Василий Крупецкий, дьячок Андрей Попов, пономарь Иаков Пономарёв, церковный староста Кондрат Уткин».
      Михайловское  вотчинное  правление  за  подписью  атамана  Стефана Морозова подтвердило, что церкви требуется ремонт и перестройка ветхой колокольни, сделанной сверху паперти, что очень неудобно, с закладкой её основания на земле;  без расширения же можно обойтись, но если соберётся достаточная денежная сумма, «не худо бы и сие сделать». Крестьяне в вотчину платят оброк 16 руб. с души, а всего сбор составляет 19 904 руб. в год.    Исходя из поданных сведений, Шереметев пожертвовал половину от несобранной суммы – 800 руб, и лес из заказной Краснослободской рощи, а остальную сумму атаману расторогскому Ивану Шпилькову повелел собрать с крестьян Расторога и деревни Клишиной по 1р.20 к. с души, напоминая о том, что церковь их, и большая часть расходов тоже должна лежать на них.После начала церковной перестройки выяснилось, что недостаточно ни собранных денег, ни леса, поэтому в 1841 г. прихожане собрали ещё по 3 руб. с души, набралось 1920 руб. Не так уж дёшево обошелся ремонт для небольшого прихода, в итоге ушло 4 672 руб., а именно: курскому архитектору за труды по составлению плана – 150 р.; секретарю за ходатайство указа из Духовной консистории о дозволении начать перестройку – 130 р.; за 80 корней соснового леса – 220 р.; на крышу за 110 латвин сосновых – 5 р. 50 к.; подвозчикам на харчи в дороге – 3 р.; куплено листового железа для крыши 120 пудов на 1470 р.; гвоздей 4 с лишним пуда на 64 р.; для составления грунтовки по железу 5 фунтов сажи голанской, 3 фунта сурику, масла постного 5 ведер – 27 р. 50 к.; пильщикам за распилку 8 берёз  на доски для купола уплачено 8 руб.; за 80 половых досок – 80 р.; за 460 тесниц на окажушку церкви – 184 р.; на оконное стекло – 30 р. Все работы подрядился сделать Хрисанф Жариков, за что по договору получил 2 300 р. Сверх того в 1842 г. опять же с крестьян собрали ещё 600 р. на покупку краски для крыши и оконных решёток и оплаты работы красильщиков.
       В начале  ХХ века при церкви по штату  полагались – священник и псаломщик, числилось 37 десятин земли (пахотной – 30 десятин, сенокосной – 3 десятины, усадьба с погостом – 4 десятины), средний доход от которой составлял 150 рублей в год. Священник и его помощник до 1913 года не имели ни казённого жалованья, ни собственного жилья, существовали только на скудные  средства, получаемые от совершения приходских треб и на доходы с земельной ренты. С 1914 года священник стал получать из казны 300 рублей жалованья в год, а псаломщик – 100 рублей, для настоятеля построили дом, который являлся собственностью церкви, а псаломщик так и оставался без постоянного жилья. В приходе действовали две школы: Клишинская земская и церковно-приходская. Последняя находилась на содержании сельского общества, которое выделяло 23 р. 30 коп.в год, в 1914 году в ней обучались 41 мальчик и 9 девочек. В 1916 году учитель Расторогской церковно-приходской школы Фёдор Юдин, по сообщению «Епархиальных ведомостей», ушёл на войну. Во время атаки в одном из боёв в Карпатах он был ранен. Пуля попала в щеку, выбила 5 зубов и прошла в открытый рот, не причинив ему больше никаких повреждений. Учителя после непродолжительного лечения вернули домой, где он снова стал заниматься обучением детей.
         В июле 1892 года церковь посетил епископ Курский и Белгородский Иустин, в 1903 году - епископ Лаврентий. 
Приход был небольшой (жители Расторога и деревни Клишино) и небогатый: прихожан мужского пола на 1914 год числилось 627 душ мужского пола и 563 души женского пола.  Тем не менее, причт села Расторог в 1911 году пожертвовал 3 рубля на сооружение раки для честных мощей святителя Иоасафа, Епископа Белгородского. 

                                                                           О священнослужителях
      Сведения о служителях церкви первого века её существования не сохранились, упоминания о них имеются в документах конца XVIII века. В 1784 г. в приходе было 95 дворов, причт состоял из священника, дьячка и пономаря. В штате числились: вдовый священник Иван Ермолаев, 55 лет; сыновья  его дьячок Михайла Иванов, 27 лет, и церковник Ларион Иванов Архангельские; заштатный дьякон Алексей Гаврилов, 29 лет, перемещён в с. Ивановское Льговского уезда на пономарское место; уволенный по болезни пономарь Иван Алексеев, 56 лет; на пономарское место определённый в 1783 г. из Севского уезда с. Казинки Григорий Сергеев. 
         До 1810 г. приход возглавлял священник Самуил Курдюмов, дьячком был Ларион Иванов сын Архангельский.
В 1816 году в церкви служили «священник Григорий Никитин сын Никитин, дьякон Филипп Петров сын Соколов, дьячок Андрей Миронов сын Попов, пономарь Григорий Сергеев». В 1840-е годы – священник Андрей Сафрониев, дьякон Василий Крупецкий, дьячок Андрей Попов, псаломщик Яков Пономарёв.
      С середины XIX века причт состоял из священника и псаломщика. Около 30 лет прослужил на одном месте священник Алексей Гороховцев, награждённый за труды камилавкой (1890 г.), набедренником и скуфьёй, умер в 1893 году. На его место пришёл Михаил Шафранов, до самой своей смерти (1912 год) возглавлявший приход. В этом же году из села Грузского Путивльского уезда приходит человек с громкой фамилией Василий Павлович Чехов. С 06.09.1912 года он являлся законоучителем Клишинского земского училища. В 1922 г. ушел за штат, умер в 1926 г. Несколько лет до закрытия церкви служил священник Городенский Иван Аркадьевич. Родился 24 июня 1882 г.в  с. Волково Льговского района в семье священнослужителя. Окончил три класса духовной семинарии. В сан священника был рукоположен уже после революции. В 1929 г. его арестовали по ст.58. Момент ареста с некоторым цинизмом описан в газете «Ленинский путь» Льговского окрисполкома. Заметка под названием «Немедленно снять с работы» напечатана в номере от 11 февраля. «Михайловский райисполком предписал Клишинскому сельсовету арестовать расторогского попа за систематическое вредительство колхозу. Когда представители сельсовета прибыли в это село, то застали у попа председателя Расторогского сельсовета и нескольких работников, пьянствовавших в компании с «духовным» отцом. Сперепугу председатель сельсовета спрятался под печку, а учитель и секретарь забрались в чулан. Только пьяный поп, как ни в чём не бывало, сидел за столом и во всё горло орал песни. Разложившихся сельсоветчиков и учителей надо немедленно снять с работы».
       С  февраля  по  октябрь  Городенский  провел  в  тюрьме  за антиколхозную агитацию, затем служил в селе Пименово (Орехово) Стрелецкого района Курской области. Вновь арестован 4 сентября 1937 г., проходил по одному делу с благочинным Стрелецкого округа священником Иоанном Чепуриным и был, как и он, расстрелян по постановлению тройки в декабре 1937 г. После трех месяцев издевательств и допросов в Курской тюрьме отец Иоанн  поставил свою подпись под текстами сомооговора. Реабилитирован 21 апреля 1989 г.
        Псаломщиков тоже было немного.  В 1870-90-е годы известны Андрей Попов (дочь его девица Надежда после смерти отца с 1872 г. получала пособие 6 р. из епархиального попечительства и проживала вСевском женском монастыре Орловской губернии), Иоанн Карпинский и Иоанн Арбузов. Последний в 1904 г. перемещён вс. Романовку Дмитриевского уезда, к исполнению обязанностей псаломщика допущен учитель школы грамоты Андрей Васильевич Курдюмов, умер в 1913 году от тифа. Вдове псаломщика Акилине Ивановне и пятерым её малолетним детям из казначейства назначили пособие – 33 руб. в год и из попечительства – 60 руб. в год, матери покойного 73-летней Анастасии Семёновне также выделили пособие – 6 руб. в год. В 1914 году после установленного экзамена псаломщиком назначен сын крестьянина слободы Большая Писаревка Харьковской губернии восемнадцатилетний Павел Петрович Воскобойников. Во время революции должность некоторое время оставалась вакантной, пока в 1918 году не назначили Сергея Мироновича Костикова, одного из жителей села, крестьянина, в 1928 г. он был лишен избирательных прав, оставил службу и уехал на Донбасс, его сменил на короткий срок Костиков Иосиф Павлович.
       Церковными старостами в конце XIX начале XX веков были крестьяне: Стефан Дагодин (избирался в 1882 г., 1891 г.), Иван Иванович Костиков. Крестьяне участвовали и в проверке состояния церковной казны: в 1891 году прихожане избрали Михаила Кашолкина и Андриана Кажекина. 
         18 мая 1922 года члены уездной комиссии Краснитский И.Ф., Иванов А.Г., Харланов Д.Т. в присутствии членов религиозной общины Костикова С., Зимина Т., Зимина Г. и священника В.П.Чехова изъяли церковные ценности для их реализации с целью оказания помощи голодающим Поволжья, а именно: чашу, ковчег без двери, тарелку, дискос, лжицу, ковшик, крест, звездицу серебряные - общим весом 4 с лишним фунта и золотую ризу с иконы весом 101 фунт. 
      Михайло-Архангельскую церковь официально закрыли 29 ноября 1929 года, а собрание сельской бедноты приняло решение ещё раньше, на что указывает заметка в газете «Ленинский путь» от 20 ноября. Здание приспособили под школу-семилетку, а в 1934 году разобрали для строительства новой школы. В настоящее время на этом месте находится жилой дом, недалеко от него установлен  крест в память стоявшего здесь когда-то  храма.
       В Курском госархиве хранятся метрические книги Архангельской церкви села Расторог за 1877, 1880, 1881, 1882, 1884, 1890, 1895, 1906 год.

 

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now