Троицкая церковь в селе Трояново

 

   Село Трояново находится в пяти километрах от Ажово, по времени возникновения они приблизительно одинаковы, но церковь в Трояново появилась несколькими десятилетиями позднее, поэтому почти до конца XVII века деревенские жители ходили молиться в соседнее село.  О времени  строительства церкви в селе Трояново сохранились документальные свидетельства, что является большой редкостью, так как подобные сведения о большей части других церквей отсутствуют. В окладных книгах Севской десятины, включавшей в себя, помимо прочих, церкви Комарицкой волости Севского уезда, написано: «В селе Троянове часовня Пресвятой Троицы, построенная в 7188 (1680) году, а в той часовне служат поп Давид да дьячок Андрюшка Давидов с 7188 года, да в приходе солдатов 7 дворов лучших, 8 дворов средних, 15 дворов молотчих; пашни 10 чети в поле, сена 20 копён; дани положено с попа по окладу 26 алтын 5 денег, заезда гривна.И в нынешнем в 7192 (1684) году октября в 20 день по указу Святейшего Патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилья Семенникова велено с попа той часовни деньги по окладу взять с того году, в который в часовне начала служба быть в 7188 году, по нынешний 7192 год по 26 алтын 5 денег да заезда по гривне в год. Всего 8 рублей 14 алтын с заездом взято, платил староста поповский, принял Ивашко Неустроев».
      В 7199 (1691) году в окладной книге отмечено: в селе Троянове впредь писать – ЦЕРКОВЬ. В 1746 г. церковь находится в вотчине князей Кантемиров.
       В переписных книгах 1707 года в церкви во имя Живоначальной Троицы, деревянной, холодной, указываются служители: «Поп Андриян Давидов, у него дети: поп Иван, Василий - 23 лет, Михаил - 21 года, Дмитрий - 13 лет. У Ивана дети: Иван - 7 лет, Василий - 5 лет, Викул - 1 года. У Василия дети: Степан - 6 лет, Зиновий - 4 лет, Ефим - 1 года. Дьякон Игнатий Давидов, у него дети: Степан - 23 лет, Терентий -17 лет, Мина - 5 лет. Итого: поповых – 2 двора, дьячков – 1 двор; в них людей: попов – 2 человека, дьячков в возрасте и недорослей – 13 человек». По переписи 1711 года в Трояново: «Поп Иван Андреев, 40 лет, у него попадья Евдокия Петрова, 42 лет; у него братья дьячки: Василий Андреев, 32 лет, Михайла Андреев, 29 лет. Дьякон Игнат Давидов, 70 лет».   
1718 года октября в 5-й день дана Перехожая Память попу Ивану Андрееву, коему позволено перейти в село Верхний Вандарец Рыльского уезда  в вотчину Силы Казмина сына Арсеньева к новопостроенной церкви Успения Пресвятой Богородицы, а «на его место иному попу не быть».
     Епархиальным Указом от 15 июня 1723 г. Радогожского стана Комарицкой волости села Троянова дьячку Дмитрию Андрееву велено быть в данной должности до «исправления поповства, а доходом и землёю владеть ему долею брата своего, умершего попа Василия Андреева, а для служения в той церкви священника наймовать, покамест он, Дмитрий, будет поставлен в попы».
       Имеются данные о служителях церкви за 1782 г.: священник Даниил Дмитриев, 62 лет; дьячки Антон Данилов, 40 лет, и Максим Данилов, 38 лет; пономарь Гаврила Данилов, 31 года (впоследствии священник этой церкви). Итого числятся вместе с жёнами и детьми - 18 душ.
     В ведомостях учеников Севской семинарии упоминаются сыновья служителей церкви села Троянова. Так, в списках за 1793 г. есть записи о детях священника Гавриила Аракина: о студенте философского отделения пономаре Сергее Аракине, 18 лет, который обучался в семинарии с 1786 г., «успевал похвально и жил честно», и студенте отделения поэзии Григории Аракине, 13 лет, обучавшемся с 1789 г. и «успевавшем посредственно»,  а в ведомости за 1797 г. значился еще один сын Гавриила-  Лука Аракин. В семинарии в тот же период в классе поэзии обучал своего сына Игната и трояновский дьячок Максим Аракин. Судя из характеристики преподавателя, он также «успевал хорошо и жил честно», как и его земляки.
      Около  1730  года  один зажиточный крестьянин Семишин церковь перестроил за свои деньги и поставил на своей земле. Считая её собственностью, злоупотреблял  правом строителя, впуская в церковь одних и прогоняя других.  По жалобе прихожан им разрешено было перенести эту церковь на собственную их землю. В 1743 г. (по другому источнику в 1750 г.) храм был построен на новом месте. В конце XIX века вокруг него соорудили деревянную ограду.
      В храме находилась копия иконы Владимирской Божьей Матери, особо почитаемая прихожанами, так как по молитве перед нею жители избавились от падения скота.
       По  межевой  книге  на 1794 год  церковные  владения  составляли  30 десятин пашни и 3 десятины сенокоса. В 1903 году в приходе насчитывается 203 двора, душ мужского пола -  645, женского пола -  627. Церковной земли имелось 34 ½ десятины.  Приход, подобно Ажовскому, небогатый, поэтому церковный причт состоял из священника и псаломщика, должность дьякона отсутствовала. И Ажовский, и Трояновский приходы по причине небольших братских доходов получали постоянные дотации от Орловской епархии, но и  малые доходы не оставили в покое мелких воришек.  В ночь на 3 ноября 1911 года они совершили святотатство: проникли в церковь и унесли 92 рубля.
    В 1866 году  священник Трояновской церкви организовал устройство в селе земской школы, в которой законоучителями в последующие годы назначались приходские священники.
В 1887 г. священник Николай Моисеев составил описание храма: «Церковь деревянная, построена разносторонним крестом. Вышина – 30 аршин, длина – 38 аршин, ширина – 10 аршин.  Обита снаружи тёсом, без украшений. Кровля на сводах дуговая, покрыта железом. Глава одна, белым железом крыта. Имеется колокольня, тем же железом крытая. Кресты на главе и колокольне 4-конечные. Окна узкие, на них железные решётки. Дверей наружных – три: южная,  западная, северная. Двери обиты листовым железом. Полы везде деревянные. Иконостас липового дерева с вызолоченной резьбой, изображающей виноградные кисти; врата Царские резные, вызолоченные. Колокольня деревянная, построена вместе с церковью, на ней 4 колокола. Три из них со времени построения церкви, а один с 1844 г. Есть Синодик, начинается с 1826 г.». 
      К началу ХХ века деревянное здание церкви изрядно обветшало, и прихожане 31 января 1914 года учредили церковно-приходское попечительство для изыскания средств на построение нового деревянного храма. Председателем избрали священника Петра Введенского. Члены совета: церковный староста Яков Морозов, псаломщик Василий Троепольский; крестьяне Яков Азаров, Даниил Шелковенков, Игнат Курухов, Иван Путилов, Филипп Коняхин, Иван Сидоркин, Захар Фисяков, Никифор Сидоркин, Евгений Наумочкин. Однако осуществить задуманное так и не удалось из-за начавшейся Империалистической войны.
        Церковных старост при церкви выбирали из местных крестьян. В 1872 г. избрали крестьянина Стефана Ильича Третьякова. Начиная с 1890 года и вплоть до революции, старостами были: Стефан Павлович Жиряков, Георгий Костиков,  Яков Морозов.
    Псаломщики:  в 1870-90-е годы - Дмитрий Ключарёв, Козьма Лебедев, Иван Троепольский, Александр Кружилин. Последний в 1901 году перемещён к церкви села Морево Дмитровского уезда, а на его место пришёл воспитанник Орловского духовного училища Николай Музалевский. После него псаломщиком до 1915 года числится Василий Троепольский, перемещённый в этом году в село Лобаново Севского Уезда. До 1918 года место было праздным, а назначенный  псаломщиком сын священника Константин Кириллов через пару месяцев уехал в церковь села Привич Дмитровского уезда. В последующие годы место псаломщика так и осталось незанятым.
       Священником  в  1870-е годы  служил  Фёдор  Покровский,  за ним Николай Моисеев, награждённый за свои труды в разные годы набедренником и скуфьёй. Он же являлся членом благочиннического совета  Дмитровского уезда. После увольнения за штат Моисеева в 1908 г., десять лет, вплоть до 1918 года, приход возглавлял священник Пётр Введенский, перемещённый из села Клинского Севского уезда. Во время гражданской войны приходским священником являлся Кириллов. После 1923 года и  несколько последующих лет религиозную общину при Троицкой церкви села Трояново в количестве 55-ти человек возглавлял священник Мукосеев Николай Иванович, умер в 1929 г.
      Здание  церкви,  с  момента  закрытия её  16 октября 1929 года,  приспособили  под клуб, предварительно уничтожив купола и кресты.  В марте 1943 года советские солдаты разобрали дом священника, где находилась до войны школа, и брёвна бросили в глубокие колеи, сделанные военной техникой, но бывшую церковь не тронули. Деревянное здание разрушили в 1960-70-е годы, построив на его месте новый кирпичный клуб. Из церковных документов в Орловском госархиве сохранилась «Метрическая книга» за 1883 год.

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now