Николаевская церковь в селе Макарово

 

       Точное время построения церкви в селе Макарово не установлено, но, опираясь на данные переписи Речицкого стана Кромского уезда подполковника Г.Т.Ергольского, видно, что в 1710 году церковь  уже существовала, а служители её были положены в подушный оклад: «в церкви Николая Чудотворца дьячок Карп Иванов – старого оклада на нём 1 рубль; у него братья: Гаврила – старого оклада на нём 1 рубль, Савелий – старого оклада на нём 8 алтын 2 деньги;  той же церкви дьячок Василий Савельев – старого оклада на нём 26 алтын 4 деньги, у него сын Василий – старого оклада 8 алтын 2 деньги». В 1722 году указывается недействительный (заштатный) поп Иван Семёнов, во дворе которого жили 4 человека мужского пола, и действительный поп Василий Савельев – во дворе его жили 3 человека. В 1740 году к церкви приписаны следующие церковники: поп Мирон Андреев, 38 лет; дьячок Карп Иванов, 56 лет; у попа Мирона дети – Василий, 7 лет, и Иван, 5 лет; у дьячка Карпа дети – Алексей, 26 лет, и Василий, 17 лет; умершего попа Василия Савельева сын Савва, 27 лет; умершего пономаря Василия Васильева сын Фёдор, 9 лет.  Их потомки остались при храме и служили в нем в последующие годы. Так, в 1782г. указаны: штатный священник Евфим Иванов, 34 лет; дьячок Иван Миронов, 53 лет; пономарь Никита Саввин, 38 лет; заштатный, лишённый дьяконства Алексей Алексеев, 38 лет; умершего, лишённого священства Василия Миронова сын Михаил, 38 лет; неопределённые церковники братья Фёдор,  Борис, Иван и Григорий Васильевы.  Всего служителей с жёнами и детьми по этой переписи числилось – 41 человек.
       Дети макаровских священников учились в различных духовных заведениях. В Орловском духовном училище в списках учеников за 1793 г. занесены сыновья священника Бориса Диомид Городецкий, 14 лет, в обучении с 1788 г., и Никита Городецкий, 11 лет, в обучении с 1793 г.  В Севской семинарии упоминаются в ведомости 1797 г.: Иван Азбукин, умершего священника Ефима сын; Никита, Василий и Иван Адамантовы, священника Бориса сыновья.
        В 1734 году приход  церкви села Макарово составлял 55  дворов однодворцев и крестьян разных помещиков. 
    Вместо старинного деревянного храма в 1836 году ротмистр Антон Иванович Ратынский с прихожанами соорудил новое здание, тоже деревянное, к которому в 1863 году сделали придел Успения Богородицы.  Как сказано в «Историческом описании церквей Орловской Епархии», имелись в церкви и особо почитаемые святыни, пожертвованные в начале XVIII столетия стольником царя Алексея Михайловича - Фёдором Васильевичем Логовчиным, владевшим некогда землёй в Макарово: древняя икона греческого письма Успение Пресвятой Богородицы и серебряный вызолоченный 4-х-конечный крест с мощами Саввы Сербского, Симеона Дивногорца, Митрофана Цареградского, Гурия Казанского и преподобного Иакова Печерского. 
      Священник Пётр Нефедьев в 1887 г. составил описание храма: «Церковь деревянная, одноэтажная, стоит на плоской горе при речке Песочне. В длину -28 аршин, в ширину – 9 аршин, в вышину – 20 аршин. Обита снаружи тёсом. Без украшений. Кровля шатровая на 8 скатов, а трапезная на два ската – юг и север, железная, окрашена зелёной краской. Глава одна в виде маковицы, покрыта белым железом. Крест на главе деревянный, 6-конечный, обит белым железом, без цепей. Окна узкие, продолговатые, железные решётки на них простой формы. Две наружные двери, южная и северная, одинарные, обиты железом и окрашены зелёной краской; третья, западная, двустворчатая, из тёса, окрашена белилом, служит входом из колокольни в трапезную. Церковь внутри квадратная, отделена от алтаря иконостасом с тремя дверьми. Придел один, своды в храме полукруглые, полы везде деревянные. Иконостас нового устройства, 3-х-ярусный, деревянный, с резьбою на голубом и белом полях; верх Царских дверей полукруглый, без украшений. Колокольня построена вместе с храмом, на ней 4 колокола, все позднего времени и без надписей. Иконописного письма на стенах храма нет, стены окрашены краской. Все иконы позднего письма, кроме Успения Пресвятой Богородицы. В честь её в 1863 г. устроен придел, для образа сделана серебряная риза 84-й пробы, икона вложена в великолепный ореховый киот, а до того была в первозданном виде. Есть ещё в алтаре замечательный напрестольный крест с мощами святых».
    В Макаровский приход входили деревни Курбакина и Моховая. По сведениям на 1903 год,  церкви принадлежало 36 десятин земли, а число прихожан составляли 926 душ мужского пола 924 – женского пола. 
       Церковных старост прихожане избирали на протяжении многих лет из семьи крестьян Пикаловых, доверяли их порядочности и умению вести хозяйственные дела. В 1890 году избран Афанасий Николаевич Пикалов, а с 1906 года и до революции постоянно избирался Давид Пикалов, исключением стал государственный крестьянин Никита Егорович Бородин, выбранный в 1872 г.
      О дьяконах до 1885 года упоминаний не сохранилось, а затем два десятилетия не было желающих занять вакантное место  с небольшим жалованьем, и только в 1904 году появился дьякон Курдюмов, проработавший до 1918 года. В 1920-е гг. дьяконом был местный житель Тараборкин.  После закрытия церкви он вступает в колхоз и старается приспособиться к новым условиям жизни. Однако работать ему там не дали, постоянно напоминая о прошлом, и предъявили обвинение во вредительстве. В 1931 г. районная газета Дмитриевского РК ВКП(б) «Коллективист» опубликовала пропитанную пустой демагогией статью под названием «Тараборкиных выгнать из колхоза»: «Правление колхоза «Искра Коммуны» Андросовского с/совета работает под руководством пролезшего в колхоз и состав правления дьячка Тараборкина. Работая в должности секретаря колхоза, Тараборкин преспокойно благодушествует, систематически пьянствует. Ревизионная комиссия и правление колхоза проделками Тараборкина особенно не смущаются, так как в некоторых случаях члены правления колхоза являются основными соучастниками в его деятельности. Такое «руководство» агента кулака не медлит сказаться на общем состоянии колхоза. Учёт в колхозе поставлен безобразно. Партячейка и сельсовет должны немедленно проревизовать состояние учёта в колхозе, а Тараборкина выгнать из правления».  Результатом такой критики явилось удаление ненавистного «бывшего дьячка» из колхоза, хотя он от всей души старался идти в ногу со временем. По всей вероятности, доброжелатели не успокоились до тех пор, пока не выселили его из родных мест.
       Псаломщиком до 1877 года являлся Константин Монастырёв, с 1877 по 1882 год – Пётр Николаевский, с 1883 по 1910 год – Матвей Иванович Соколов. Псаломщик Соколов за 50-летнюю усердную службу отмечен епархиальным начальством ценной наградой: золотой медалью с подписью «За усердие» для ношения на шее на Анненской ленте. Впоследствии временно исполняющим обязанности псаломщика три года был сын дьякона Иван Курдюмов.
        О священниках известно следующее: до 1865 года в церкви служили Андрей Казанский и Александр Орлов, с 1965 года – Василий Смирнов, награжденный за труды скуфьёй и набедренником; в 1867 году он возглавил приходское попечительство, был помощником Благочинного по 3-му духовному   округу. С 1885 года он уволен за штат (умер в 1890 году).  На его место определён  воспитанник семинарии Пётр Николаевич Нефедьев, проработавший до 1889 года. После его смерти становится священником дьякон из села Захаровка Ливенского уезда Сергей Иванов. В Макарово он долго не задержался и по личному прошению перемещён в село Карпово Болховского уезда. С 1899  и до 1929 года бессменным пастырем Макаровского прихода стал Владимир Семёнович Казанский, бывший учитель церковно-приходской школы из села Усть-Нугрь Болховского уезда.
      Священник  Казанский  отличался  усердием  в  исполнении  пастырских обязанностей, старался возродить приход.  Много лет учил Закону Божию детей в Макаровском и Курбакинском училищах; вёл активную общественную деятельность, являясь духовным следователем 3-го Благочиннического округа Дмитровского уезда. За труды по возрождению прихода и «беспорочное и усердное служение» награждался церковными регалиями: набедренником, скуфьёй и камилавкой.  В 1909 году он с церковно-приходским советом изыскал средства на мелкий ремонт храма. 
       16 апреля 1913 года при церкви учрежден новый состав приходского попечительства для собирания средств на капитальный ремонт храма. Председателем избран священник В.Казанский, казначеем – церковный староста Давид Пикалов. Члены совета: исполняющий должность псаломщика Иван Курдюмов, волостной старшина Фёдор Авилов, крестьяне Василий Авдеев, Николай Бородин, Григорий Волохов, Иван Пикалов, Фрол Бородин, Николай Толкачёв, Михаил Котов, Андрей Бородин.
    С 1923 по 1929 год религиозную общину при церкви села Макарово в количестве 50 человек возглавлял священник Владимир Казанский, помощником его был псаломщик Крутиков Илья Тимофеевич. 7 октября церковь закрыли и отдали здание под клуб, а 27 ноября 1929 года арестовали и священника, поместив в Льговский исправительно-трудовой дом. Приговор -  10 лет ссылки по 58-й ст. п.10 с конфискацией имущества. Ссылку с 1930 г. отбывал в Юргенском лагере города Мариинска Кемеровской области. В 1937 году тройкой при НКВД по Новосибирской области обвинён как участник кадетско-монархической повстанческой организации и 13. 01. 1938 г. расстрелян. Реабилитирован в июле 1992 года. Две его дочери покинули родные места: Ольга жила в Тамбове, работала бухгалтером, Нина стала врачом, поселилась в Подмосковье. Третья дочь, Лидия, получила профессию учителя, работала в селе Трояново. Вера Владимировна Казанская, младшая из дочерей священника, была известным в Михайловском районе человеком. До войны учила детей в Трояновской школе, во время фашистской оккупации вместе с сестрой Лидией активно помогала партизанскому подполью. Дом в Трояново, где они жили, являлся штабом для партизан.  В мирное послевоенное время Вера Владимировна занимала руководящие должности в Михайловском райисполкоме. Хотя о своём прошлом она старалась никому не рассказывать, многие знали, что отец её был репрессирован: этот факт в то время мог бы сыграть трагическую роль, к счастью, ничего подобного не произошло. Несмотря на то, что Вера Владимировна была активной коммунисткой, глубоко в душе она сохранила веру в Бога, привитую отцом, дома совершала молитвы, отмечала христианские праздники и завещала похоронить себя по православному обычаю с приглашением священника.
      Здание  макаровской  церкви  не  сохранилось:  ещё  до  войны  его  переоборудовали и использовали под зерносклад. Не сохранилось и само село с деревнями Курбакино и Моховое. В 1970-е годы жителей выселили в связи с расширением карьера и плотины МГОКа. 

Семья священника Казанского: жена Софья Петровна (слева), дочь Нина и внук Сергей. Фото 30.11.1935 г.
Семья священника Казанского: жена Софья Петровна (слева),
дочь Нина и внук Сергей. Фото 30.11.1935 г.
Дочери священника Казанского: Лидия (слева) и Вера. Фото 1930-х гг.
Дочери священника Казанского: Лидия (слева) и Вера. Фото 1930-х гг.
Казанская Ольга Владимировна, дочь священника, с мужем Петром. Воронеж 15.09.1925 г.
Казанская Ольга Владимировна, дочь священника, с мужем Петром. Воронеж 15.09.1925 г.

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now