Покровская церковь в селе Лужки

 

       Когда Лужки стали селом, исторические данные отсутствуют. В 1710 году церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы уже существовала. В ней значились: «дьячок Егор Петров – старого оклада положено  на нём 1 рубль; у него дети: Микифор и Савва – подати на них по 8 алтын 2 деньги с каждого». В 1740 году в церкви служат «поп Никита Игнатьев, 41 году, с пономарём Дорофеем Игнатьевым, 37 лет; у попа Никиты дети – Иван, 16 лет, и Стефан, 11 лет».
      По переписи 1782 г. известны следующие служители: штатный священник Афанасий Иванов, 57 лет; дьякон Кирилл Иванов, 35 лет; дьячок Матвей Никитин, 39 лет; пономарь Панкрат Иванов, 28 лет; заштатные церковники – Стефан Никитин, 67 лет; Дорофей Игнатов, 90 лет; Василий Никитин, 43 лет. Итого: церковников с их жёнами и детьми – 38 душ.
         В списках учеников Орловского духовного училища за 1793 г. упоминается Лаврентий Покровский, 12 лет, сын дьячка Матвея, имевший «успехи посредственные, но житья беспорочного». 
       В ведомости церквей Кромского уезда за 1734 год в приходе Покровской церкви села Лужки насчитывался  31 двор крестьян разных помещиков.
    В 1798 году Дмитровский уездный суд завёл дело по жалобе лужковской помещицы майорши Катерины Яковлевны Кошелевой на священника Василия Архипова. Между новым батюшкой и помещицей возник земельный спор. Бывший до него умерший священник Афанасий Иванов жил с семьёй недалеко от церкви на земле экономических крестьян, отведённой прихожанами специально для него. После смерти Афанасия дворовое место осталось за священническими детьми Михаилом и Филиппом, перешедшими из духовного сословия в экономические крестьяне. Архипов должен был соорудить себе новый дом, для чего присмотрел удобное место вблизи  церкви и занялся строительством. В скором времени выяснилось, что этот участок, бывший во владении экономических крестьян, теперь им не принадлежит, а решением Межевой канцелярии отдан в собственность помещицы Кошелевой. Возведение строения оказалось незаконным. Кошелева обратилась в суд с требованием запретить священнику строительство дома на её земле и судебную тяжбу выиграла, а Архипову ничего не оставалось, как подчиниться принятому решению и всё начинать заново на новом месте, выделенном крестьянами по общему согласию их из своих владений.        
       До 1829 года  церковь была деревянная, в 1829 г. помещик Иван Максимович Долгополов отстроил каменный холодный и вместительный храм. После пожара, случившегося в 1888 году, здание капитально отремонтировали.
В церкви находилась ценная реликвия – святое Евангелие, отпечатанное в 1694 году, и древняя чтимая икона во имя святителя Тихона Амафунтского, имевшая в длину 9 вершков, а в ширину 7 вершков, явившаяся по преданию на колодезе близ села. К часовне над этим колодезем ежегодно 16 июня совершался крестный ход для освящения воды. В этот день издавна при церкви был небольшой базар, а с 1898 года открыта ярмарка. 
В приход села Лужки входили деревни Панина и Пасеркова. По справочной книжке на 1903 год церкви принадлежало 36 десятин земли, причт состоял из священника и псаломщика.  Дворов в приходе – 224, душ мужского пола – 874, женского пола – 978 человек, из них раскольников – 313 душ мужского пола, 304 – женского пола. В приходе две школы: земская и церковно-приходская. Земская в Лужках действовала с 1864 г. Церковно-приходская школа устроена приблизительно в то же время бывшим священником Николаевским в деревне Пасерковой на средства крестьян деревни.Пасерковской школой в 1906 году заведовал св. Алексей Горохов, учительствовалФёдор Курбатов, а после ухода его в Чернскую школу – Михаил Егорович Романов, перешедший из Сусловской школы грамоты. 
       При церкви  в 1872 году открыто  приходское попечительство, в которое вошли состоятельные и почтенные люди. Председателем избрали церковного старосту дмитровского купца 2-й гильдии Ивана Красовицкого; непременным членом стал священник Борис Остроухов. Почётные члены: кромской мещанин – Тихон Приземин и лихвинский мещанин Семён Красовицкий; члены: государственные крестьяне Фёдор Голеньков, Ефим Доничев и крестьянин-собственник Терентий Петраков. В этом же году купцу Ивану Красовицкому объявлена Архипастырская признательность с выдачей свидетельства за ревностное прохождение должности церковного старосты.
     Лужковский приход больших доходов не имел, так как третью часть прихожан составляли раскольники и церковь не посещали, но и те небольшие доходы не оставили в покое святотатцев, которые ночью 13 февраля 1907 года похитили из церкви ящик с сорока рублями.
        Церковными старостами избирались: в 1846 г. – крестьянин Михаил Кононович Кунаков, в 1872 г. -  мещанин, купец 2-й гильдии Иван Дмитриевич Красовицкий, в последующие годы местные крестьяне: Фёдор Голеньков, Мартин Фёдорович Голеньков, а с 1907 по 1918 год – Козьма  Запирин.
       На должности псаломщика состояли: до 1885 года – Григорий Егорович Апальков, Арсений Апальков, Фёдор Тарасов; с 1886 года – Иван Болтенков, Николай Синягин, Иван Попов (переведен из села Плоского Дмитровского уезда в 1888 г., умер в 1907 году),  затем  Виктор Воскресенский; после революции до 1929 г. – Диомидов Михаил Михайлович.
   Священниками в первой половине 19 века были Василий Петровский, Евсевий Косминский, Иоанн Успенский,после него до 1869 года Михаил Николаевский, затем Борис Остроумов, перемещённый на праздное место из села Воронец Кромского уезда. В 1875 году он уезжает в Нижегородскую епархию, с этого времени вплоть до 1913 года приход возглавлял священник Алексей Горохов. В 1882 году он покинул приход и перешёл в соседнее село Волково, но через пару месяцев вернулся обратно в Лужки. За свою службу Горохов награждался скуфьёй и наперсным крестом, был наблюдателем над церковно-приходскими школами 3-го Благочиннического участка Дмитровского уезда, законоучителем и заведующим  Лужковской школы. В  1882 году за усердие в благоукрашении приходского храма ему и ктитору Фёдору Голенькову объявлена признательность епархиального начальства с выдачею последнему свидетельства, а священнику – набедренника. Горохов, вскоре после ухода за штат, 3 мая 1913 года умирает. На его место перемещён священник Михаил Горохов, сын отца Алексея, из села ПодберёзоваМценского уезда, прослуживший в церкви до начала 1920-х годов.
     В  1923-29  годах  религиозную  общину  при  Покровской церкви села Лужки в количестве 50 прихожан возглавлял священник Рычагов Филипп Елиазарович.
    Село Лужки издавна являлось одним из центров старообрядчества новопоморского беспоповского толка в Дмитровском уезде. Сведений о раскольниках очень мало, поскольку жили они скрытно и обособленно, старались о себе открыто не заявлять, опасаясь преследований власти.  Несколько семей появились в селе в первом десятилетии 19 века, в 1811 году построили молитвенную деревянную часовню, которую посещали все окрестные старообрядцы, число их постепенно увеличивалось. В ней они совершали службы. К 1822 г. она сгорела, и тогда руководитель секты крестьянин Яков Дмитриевич Шмуров-Горбачёв построил новую молельню в своём саду и на свои деньги без дозволения местной власти, освятил её крестьянин Иван Орлов. 
     У местного духовенства с раскольниками сложились довольно натянутые отношения, часто доходившие до конфликтов. Священник Евсевий Косминский написал в 1846 г. четыре рапорта в Орловскую духовную консисторию о прекращении деятельности раскольников-беспоповцев в Лужках. Он писал: «Раскольники секты беспоповщины, состоящей из 36 душ, производят большие беспорядки и служат большим соблазном для всех прихожан православного исповедания. Они собираются в доме государственного крестьянина Якова Дмитриева Шмурова для отправления общественного их богослужения, совершают таинства независимо от высочайших узаконений, а именно, сочетают браком несовершеннолетних; обращают в свою секту крестьян не только из Лужков, но и из д.Гнездиловой Фатежского уезда Курской губернии». Когда же священник Косминский в день Вознесения пришел к дому Шмурова, ему долго не открывали ворота, «дав возможность присутствовавшим там людям перепрыгнуть через плетень на соседний двор и благополучно скрыться из виду. Все раскольники собирались в жилой избе уставщика, а не в специально отведенной для молебствий  часовне, чтобы удобнее было укрывать раскольников и вновь обратившихся в секту из других приходов».  
     В 1854 году преемник Косминского св. Иоанн Успенский также написал рапорт с просьбой о запрещении уставщику Басареву совершать обряды в Лужках. В 1853 г. раскольники сломали свою ветхую молельню, вместо неё крестьянин Иван Шмуров выстроил на своей усадьбе новую. Уставщиком у них был Иван Петрович Басарев, крестьянин деревни Пасерковой. Несмотря на запрет земской полиции, он являлся в Лужки и отправлял все необходимые требы в молельне, а также ходил по домам и совершал молебны. Тогда он в 1858 г. устроил у себя в Пасерково свою раскольничью молельню, под которую приспособил старую избу, что вызвало неудовольствие со стороны гражданской и духовной власти, выразившееся в запрещении пускать туда кого бы то ни было, кроме членов семьи. 
    Между тем раскол продолжал распространяться. Приходские священники постоянно вели миссионерские беседы с раскольниками, стараясь присоединить их к православию, но они тверды были в своих убеждениях, поэтому пастырские труды редко приносили желаемые результаты. За 40 лет только нескольких человек удалось вернуть в лоно православной церкви. 
       К лужковским и пасерковским раскольникам часто приезжали епархиальные миссионеры, о своей работе они составляли отчёты для начальства и делали заметки о жизни и быте раскольников. 
    После  революции, в  соответстви и с  новыми положениями, лужковские и пасерковские  раскольники официально зарегистрировали свою религиозную  старообрядческую общину новопоморцев. Руководителем (уставщиком)  общины в Пасерково остался тот же Шкутов Зиновий Яковлевич.До революции он на свои средства более 18 лет содержал молитвенный дом. В 1913 г. молельня сгорела, он выстроил её на свои средства заново, в старообрядческое общество Поморского брачного согласия входили 72 семьи. В сентябре 1916 г. в молитвенном доме прошло собрание, 66 человек совершеннолетнего возраста из общего числа в 254 человека м. и ж. пола избрали Шкутова для участия во втором Всероссийском Соборе общин и приходов Поморского Церковного Общества, проходившего в Москве.
        В 1930-е годы община была закрыта, раскольничество стала малочисленным, почти исчезло, хотя  в некоторых населённых пунктах Железногорского и Троснянского районов ещё до сих пор остались  последователи старообрядчества, правда, все они уже достаточно преклонного возраста, и ряды их не пополняются представителями  молодого поколения.
     Что же касается судьбы Покровской церкви села Лужки в советское время, то она такая же, как и у  многих других православных храмов. Решением Михайловского исполкома 21 декабря 1929 года её закрыли и сделали там клуб, затем зернохранилище. Церковь стояла без куполов, окон. Помимо этого, здание пострадало ещё и от немецких бомбардировок.  В 1952 году председатель колхоза распорядился церковь разобрать, употребив материал для строительства кирпичного завода. В это время районная газета «Вперёд» публикует небольшую заметку В.Солодухина «Хорошеет село Лужки», где описывается безмерно счастливая жизнь сельчан при коммунистах и ужасы прошлой жизни, основными виновниками которых, по мнению автора, были попы: «В прошлом Лужки – захолустное село. Высокая каменная церковь, стоявшая на пригорке, подавляла всё окружающее. Поп и местные богатеи Красовицкие держали крестьян в кабале и вечной нищете».  Только вот с разрушением церкви и изгнанием «попа» нищеты не стало меньше и богатства у крестьян не прибавилось.
Из церковных документов сохранилась одна «Метрическая книга» за 1883 год, находится в Орловском госархиве.

      С  историей  села  связано  имя  известного  нашего  земляка, посвятившего жизнь служению Русской Православной Церкви, - епископа Амвросия. Он вспоминал,  что  в  их  семье дальняя  родственница  была  монахиней Полоцкого монастыря, звали её Аполлинария. В 12 лет она ушла в монастырь и прожила в нём более 30 лет. Когда монастырь закрыли, вернулась в родное село Лужки, где и провела в молитвах свои последние дни. 
Епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии Амвросий (вмируВиталий Анатольевич Ермаков) родился в селе Лужки 15 июня 1970 года в семье рабочих. Когда семья переселилась в г. Железногорск, Виталий стал учиться в школе №5. По воспоминаниям учителя Е.Н.Дмитрова, это был очень умный, талантливый ученик. С 1982 года он нёс послушания в храмах Курской и Орловской епархий, после окончания школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.
       7 апреля 1994 года ректором Московской духовной академии и семинарии епископом Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество с именем Амвросий, в честь преподобного Амвросия Оптинского.
        29 мая 1994 года Амвросий в Покровском храме Троице-Сергиевой Лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен в сан иеродиакона, в сентябре того же года назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии, в день памяти преподобного Сергия Радонежского рукоположен в сан иеромонаха. В июне 1994 г. - окончил семинарию, в 1999 г. – академию. После неё был оставлен преподавателем и регентом академического хора.
       В августе 2000 г. Амвросий распоряжением Святейшего Патриарха Алексия  Второго назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братство обители. Пребывая там, исполнял послушание благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора. В 2003  г. прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по программе «Основы государственно-церковных отношений». В 2004 г. заочно окончил Институт Дружбы народов Кавказа по специальности «Психология». В том же году, 3 июня, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена, а в декабре - в сан архимандрита.
         В  архиерействе Амвросия наиболее важные вехи:
-епископ Прокопьевский, викарий Кемеровской области (26.03.2005 г. - 19.07.2006 г.);
-епископ Бронницкий, викарий Московской епархии (19 июля 2006 - 6 окт. 2008 г.);
-епископ Гатчинский, викарий Санкт-Петербургской епархии (6 окт. - 12 марта 2013  г.);
-ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии (с 6 окт. 2008  г.); 
-епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии (с 12 марта 2013 г.).
     Награжден орденом Андрея Рублева 2-й степени.Неоднократно вёл службы в храмах Железногорска и сл. Михайловки Железногорского района, иногда с хором Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии.

 

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now