Пятницкая церковь в селе Погорельцево

 

     Село Погорельцево - одно из старинных поселений Железногорского района. В писцовых книгах 1628 года указывается, что наряду с помещиками-однодворцами частью земель возле села владела церковь. Построена она была около 1620 года, однопрестольная, названа в честь святой Параскевы Пятницы. Место, где располагалась церковь, называлось Пятницкий Погост и находилось на равноудалённом расстоянии от приходских деревень, там стояли только дома церковнослужителей. По мере заселения церковных окрестностей погорельцами, появилось со временем  название – Погорельцево. Иногда Погорельцево писалось как село «Пятницкое». Здание церкви было деревянным, неоднократно перестраивалось, одну из последних перестроек провели в 1842 году.
      Каменный храм начали строить в 1903 году вместо сгоревшего ранее от удара молнии деревянного, на новом месте, а завершили сооружение в 1914 году. Деньги на сооружение собирали всем миром: жертвовали крестьяне, торговцы, верующие ходили по ярмаркам и сёлам с кружкой не только по своему уезду, но и по соседним. 
     День освящения храма – десятая пятница после Пасхи.  Храм построен по проекту курского епархиального архитектора Николая Михайловича Грушецкого (1863 - 1911 гг.), работавшего в стиле модерн и псевдорусском стиле. 27 июня 1902 года Духовная Консистория отправила на утверждение в Курское Губернское правление проект на построение каменной церкви в с.Погорельцево Дмитриевского уезда и пояснительную записку к нему. Строительное отделение губернского правления поручило младшему архитектору Гаврилову рассмотреть проект, прочитать пояснительную записку и дать своё заключение: составлен  ли данный проект согласно правилам строительного искусства.
    В записке автор проекта архитектор Грушецкий приводит следующие доводы: «Проект церкви для села Погорельцева есть точное повторение проекта каменной церкви для села Глебова, так как прихожане выразили желание, чтобы им был дан точно такой же проект, как и для с. Глебова. Проект с. Глебова Губернским правлением признан составленным правильно и потому утверждён. В силу этого я не представляю к настоящему проекту расчёта устойчивости церкви, ибо грунт села Погорельцева ещё более благоприятен, как твёрдо глинистый, безопасное давление на который допускается 4-5 килограммов на квадратный сажень (1,6 – 2 пуда на квадратный дюйм).В расчёте же церкви с. Глебова был принят имеющийся на месте песчано-глинистый грунт, безопасное давление которого - 3 килограмма на квадратный сажень (1,25 пуда на квадратный дюйм). Таким образом, относительно грунта прочность сооружения церкви в Погорельцево находится в более благоприятных условиях в сравнении с церковью в Глебово, настоящий же расчёт аналогичен с последним вполне».  
        Господин Гаврилов проект рассмотрел и пришёл к следующему выводу: так как он представляет точную копию с проекта церкви в с. Глебово Фатежского уезда, утверждённого уже по протоколу Строительного отделения от 12 июня 1902 года, его можно утвердить, но с условием, «чтобы при расчёте железных связей напряжение оных не превосходило 3000 пудов на 1 квадратный дюйм».
    Строительное отделение согласилось с заключением господина Гаврилова, проект утвердило, отправив в Духовную Консисторию с надлежащими подписями и замечанием для исполнителя проекта по постройке церкви. 
Храм в Погорельцево десятилетиями находился в плачевном состоянии по сравнению с его двойником в Глебово, хорошо сохранившимся до настоящего времени. Чтобы посмотреть, каким был погорельцевский храм изначально, следует посетить село Глебово, находящееся недалеко от города Фатежа. 
     По статистическим сведениям, опубликованным в газете «Курские губернские ведомости» за 1889 г., из 77 церквей Дмитриевского уезда, имевших землю, Пятницкая церковь входила в число трех, имевших самое большое количество земли – 122 десятины.
         7 июля 1888 года приход посетил епископ Курский и Белгородский Иустин. 
      В справочной книге церквей Курской епархии за 1908 год даётся следующее описание Пятницкой церкви: в приходе числится 1.105 душ мужского пола, включая жителей деревень Мокрыж, Воропаево, Снецкое; по штату положено три единицы – священник, дьякон, псаломщик; земли усадебной – 6 десятин, полевой – 72 десятины, сенокоса – 30 десятин. 
     В приходе действовали 3 школы: Погорельцевская церковно-приходская, Снецкая земская, Мокрыжанское сельское училище. 
      ЦПШ была открыта в 1885 г., одна из первых в Дмитриевском уезде, в должности законоучителя утвержден св.Тимофей Карпинский, впоследствии в ней преподавали Закон Божий священник Фёдор Солодовников и дьякон Иоанн Истомин. За проявленное усердие все были отмечены епархиальным начальством и награждены грамотами. Особой награды удостоен в 1891 году церковный староста крестьянин Григорий Шатохин, пожертвовавший в 1889 г. на приобретение и устройство нового здания для церковно-приходской школы 672 р. 50 коп. Он награждён серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. Погорельцевская ЦПШ была одной из лучших в Дмитриевском уезде в воспитательном и учебном отношении, помимо учебных занятий, в ней проводились воскресные и праздничные чтения, на прослушивание которых приходили взрослые сельчане. В 1890 г. состоялся первый школьный выпуск, все 10 учащихся прошли экзаменационные испытания и получили свидетельства об окончании учебного заведения – Николай Беседин, Павел Беседин, Дмитрий Бирюков, Николай Волобуев, Николай Евтюхов, Козьма Кичигин, Василий Курдюмов, Мефодий Лактионов, Михаил Миначенков и Михаил Феськов. Журнал «Курские епархиальные ведомости» в 1891 г. опубликовал отчет осостоянии ЦПШ в епархии за 1889/90 уч. год, в котором много положительных отзывов дается Погорельцевской школе: «Погорельцевская ц.-пр. школа устроена и поддерживается единственно заботами св.Тимофея Карпинского, который успел расположить местного крестьянина Шатохина к устройству прекрасного деревянного здания для школы. Преподавая Закон Божий со времени основания школы (с 1885 г.), св.Карпинский неустанно заботится о лучшей постановке учебно-воспитательного дела в ней. В видах улучшения преподавания церковного пения, он посылал в отчетном году учителя школы, своего сына, Константина Карпинского в Киев на курсы церковного пения… По успехам деятельности в отчетном году особенного одобрения заслуживает учитель Погорельцевской ц.-пр. школы Константин Карпинский (работает с 1887 г.), бывший воспитанник 2-го класса семинарии. По отзыву наблюдателя учебной комиссии, он своими усердными занятиями с учащимися во многом помог заведующему школой расположить крестьян в пользу устройства церковной школы, а для себя лично приобрел особенное уважение со стороны местных крестьян и любовь со стороны учащихся. Он не только учил, но и воспитывал детей, старался быть для них и наставником, и другом. Свободное от занятий время проводил в беседах с детьми о предметах их интересующих и для них полезных, или занимал их религиозно-нравственными рассказами, например, о необходимости и важности посещения храма Божия, об обязанностях детей к родителям и т.п. Или прочитывал им статьи религиозно-нравственного содержания. Между прочим, благодаря ему школьники знают жития тех святых, имена коих они носят». В 1891 г. учитель Константин Карпинский был определен на дьяконское место в с.Богоявленская Белица Суджанского уезда.
                                                                                                    * * *
        Ранние сведения о храме и служителях можно почерпнуть из переписных книг лиц духовного звания. В 1710 г. с церкви было положено подати: данных – 2 руб. 20 алтын 4 деньги, заезда – 3 алтына 2 деньги, десятильнич доход – 10 алтын, казённых пошлин – 3 алтына 4 деньги, в домовой архиерейский доход – 15 алтын, полковым попам – 4 алтына, итого – 3 руб. 23 алтына 2 деньги. Обширный приход включал в себя несколько деревень: Воропаево, Толмачево, Карманово, Мокрыш, слободка Смецкая, Растрыгина, сельцо Петровка-на-Жигаевке. При церкви во дворе «поп Василий Семенов, у него попадья Доминья, у них дети Алексейи Прокофий; у Алексея жена Марья и сын Федот; у попа брат Андрей, у него жена Ирина и сын Иван; во дворе работник, поляк Никита Михайлов; у попа 5 ульев с пчельми; во дворе дьячок Демид с братом Лукой, у Луки дети Макар да Савва; во дворе дьячок Кирила Ермолов с детьми Федором, Степаном да Иваном, у Федора дети Афанасий да Михайла».
      В 1-й государственной ревизии 1719 года указаны: «поп Василий Семёнов, 47 лет, у него дети – пономарь Алексей, 25 лет, Прокофий, 19 лет, Леонтий, 13 лет; у пономаря дети – Фёдор и Василий; дьячок Демид Курдюмов».
Согласно второй ревизии Курского уезда Усожского стана за 1744 год при церкви Великомученицы Параскевы Пятницы в селе Погорельцеве служат: «поп Венедикт Андреев сын, 32 лет; дьячок Иван Максимов сын, 25 лет; у Ивана сын Федот, вновь рождённый; умершего попа Прокофия дети: Азар, 18 лет, и Андрей, 13 лет; бывшего пономаря Алексея дети: Василий, 23 лет, Аврам, 17 лет, Самсон, 12 лет».
     В 1785 г. записаны: священник Савва Лукьянович Курдюмов, дьякон Ермолай Нечаев, дьячки – Самсон Алексеевич Нечаев, Мартин Нефедьевич Нечаев, Анофрий Авраамович Нечаев. 
       В 1816 году Погорельцево уже входило в Дмитриевский уезд, и по седьмой ревизии значились: «священник Курдюмов Василий Саввич, дьяконы Амелин Варфоломей Савватеевич и Нечаев Ермолай Назарович, пономарь КурдюмовИоаким Васильев сын».
      Некоторые представители династии причётников Нечаевых пользовались в селе недоброй славой. Дьячок Самсон Алексеевич Нечаев (60 лет) и братья его, бывшие тоже церковниками,  Авраам (впоследствии льговский мещанин) и Авдей (впоследствии мещанин города Дмитриева) занимались воровством, разбоями и другими богопротивными делами в Дмитриевском и Фатежском уездах вместе с некоторыми жителями села Погорельцева. Так, например, в 1773 году через село возвращались из Рыльска домой в слободу Михайловку малороссияне Тимофей Павленок и Семён Иваненок. Как только их подвода въехала на узкий мостик через небольшую речку возле Погорельцева, тут же из кустов выскочил человек с пистолетом и преградил им дорогу. С другой стороны появились ещё двое с дубинками и ножами. Это были однодворцы братья Никита и Гавриил Беседины и дьячок Самсон Нечаев. Разбойники набросились на путников, ножом ранили в бок одного из них и стали копаться в пожитках. Нашли 10 рублей серебром, забрали лошадь и быстро скрылись. Оставшийся невредимым один из путников добежал до соседнего села Карманова и вернулся к раненому товарищу с крестьянами помещика Ивана Петровича Анненкова, которые помогли им добраться до дома. Эти же крестьяне и рассказали им, кто занимается здесь разбоями. Братья Нечаевы и Беседины удивительным образом несколько лет выходили сухими из воды и избегали наказания. Они воровали у крестьян и помещиков лошадей, обокрали дом погорельцевского священника, грабили прохожих в окрестностях слободы Михайловки, но всё сходило им с рук. На допросах их неоднократно изобличали крадеными пожитками, предъявляли показания свидетелей, но разбойники упорствовали и в содеянном не признавались. Помимо воровства и грабежей члены шайки занимались и другими аферами: подговаривали крепостных крестьян на побег от помещиков, предоставляли им укрытие, а потом за определённые денежные суммы выдавали собственноручно написанные фальшивые документы о свободном состоянии и перемещении. Крестьян разыскивали, возвращали хозяевам, а слухи о проделках аферистов скоро дошли до ушей губернской власти, которая решила пресечь деятельность преступников. В 1785 году на Нечаевых и Бесединых завели дело по обвинению их в разбоях и кражах, изготовлении подложных документов и укрывательстве беглых крестьян. Судебная тяжба завершилась наказанием преступников. Авраам умер в тюрьме в 1787 г., не дождавшись обвинительного приговора, а Самсону Нечаеву и Никите Беседину грозила смертная казнь, но приговор изменили и, наказав вначале «нещадно кнутами», сослали их на вечную каторгу в Сибирь.
       О священниках XIX-XX веков имеется следующая информация.В 1841 году упоминается священник Георгий Курдюмов, в 1860-е годы – Максим Ключарёв (ум.в 1871 г.). Тимофей Карпинский служил на одном месте с 1871 года до самой смерти, постигшей его в 1898 году, был Благочинным 5-го духовного округа, духовным следователем, законоучителем в Мокрыжанской школе, награждён наперсным крестом от Святейшего Синода, скуфьей (1884 г.), камилавкой (1891 г.). Ему на смену пришёл Фёдор Михайлович Солодовников, работавший после Курской духовной семинарии учителем в церковно-приходской школе села Кубани Дмитриевского уезда и назначенный священником в Пятницкую церковь. Приходским собранием 14 июня 1898 г. избран председателем комитета по постройке нового храма в Погорельцево и утверждён указом епископа Курского и Белгородского Лаврентия от 22 декабря 1899 г. С 1898 по 1906 гг. Солодовников руководил строительством храма, а затем переведён на должность эконома в Курскую духовную семинарию. В период с 1898 г. по 4 декабря 1906 г. исполнял обязанности законоучителя Мокрыжанского начального училища. В 1907 году назначен священник Иоанн Андреевич Борзаковский (назначен законоучителем Мокрыжанской школы с 21.09.1907 г.), не пробывший в Погорельцево трёх лет и переведённый в 1910 г. в село Быковку Дмитриевского уезда за совершение в нетрезвом виде богослужения, треб и за другие проступки. Там он продолжал вести нетрезвый образ жизни,  был отрешён от священнического места и низведён в причётники с запрещением ношения рясы и креста. С 1911 г. до закрытия церкви служил священник Евгений Иванович Иванов (происходил из граждан г. Короча Курской губернии, исполнял должность законоучителя Мокрыжанского училища с 18.09.1912 г.).  С начала 1920-х гг. он неоднократно подвергался репрессиям. Сначала его обвинили в контрреволюционной деятельности. 12 декабря 1921 г. завели дело. В марте 1922 г. его обвинили в неподчинении советской власти. Председатель Погорельцевского сельсовета Герасим Федорович Локтионов получил предписание от главы Кармановского волисполкома Ячменькова изъять церковные печати из храма, о чем сообщил о.Евгениюи просил принести их в ближайшее время. Иванов плохо себя чувствовал и решил отнести их на следующий день, но утром  27 марта неожиданно примчался в Погорельцево сам Ячменьков и в присутствии Локтионова и секретаря Беседина составил акт, в котором написал, что священник не выполнил распоряжения уездного управления, а потому должен быть привлечен к строгой ответственности по закону. Печати, конечно же, были сданы, но уголовное дело все равно завели. Священника допросил сотрудник угрозыска Воропаев, Иванов виновным себя не признал, отвечал, что ни о каком неподчинении речь не  может идти: просто болел и не смог вовремя передать печать. 30 июня 1922 г. народный суд 2-го участка Дмитриевского уезда дело в отношении о.Евгения прекратил за отсутствием в его действиях состава преступления и недоказанностью факта неподчинения властям.
       Через некоторое время его обвинили в укрытии церковных ценностей. Об этом свидетельствует заметка из газеты «Ленинский путь» от 23.07.1929 г., в ней же говорится и о новых гонениях на Иванова.  «Священник с. Погорельцева Дмитриевского района – Иванов Е.И. - в 1922 г. был судим и приговорён к 5 годам лишения свободы за укрытие церковных ценностей. Ныне его судят за злостное укрывательство хлеба. По подсчётам хлебозаготовительной комиссии, чего не отрицает Иванов, он в прошлом году собрал 225 пудов хлеба. Фактически, едоков у него – 5 человек. Кроме того, у Иванова солидный приход (из четырёх сёл), и, следовательно, государству сдать 150 пудов хлеба он мог бы безболезненно. Так как Иванов категорически отказался это сделать добровольно, нарсуд оштрафовал его на 547 р.50 коп.».  Позже его осудили по 58-й статье и отправили в исправительно-трудовой лагерь. Все члены семьи священника Иванова (жена Нина Ивановна, дети Мария, Евгения, Алексей, Дмитрий) были лишены избирательных прав. В 1930 г. в Погорельцево указом архиепископа Дамиана из сл. Михайловки переведён протоиерей Булгаков Василий Григорьевич, в 1932 г. он перешёл в Орловскую епархию.
                                                                                               Дьяконы.
       В период с 1841 по 1920 гг. состояли на дьяконской должности: Егор Петров, Михаил Воинов, Александр Вознесенский, Иоанн Истомин, Сергей Арбузов (перемещён в 1908 г. в Ямскую Слободу г. Курска), Михаил Фёдорович Покатаев (с 18.12.1911 г. исполнял должность законоучителя в Снецковском начальном училище, назначен священником в 1916 г. в с. Топлинку Белгородского уезда), Павел Григорьевич Кожухов (с 1918 г. исполнял обязанности псаломщика в сане дьякона; в мае 1920 г. перемещён на должность священника в с. Вабля Льговского уезда), Николай Курдюмов.
                                                                                            Псаломщики.
       В период с 1841 по 1926 гг. состояли на псаломщической должности: Павел Тихомиров, Иван Тихомиров, Михаил Иванович Воинов (в 1910 году награждён золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте), Андрей Казинов, Данила Сергеевич Ивлев (до революции три года был певчим в Площанской пустыне, после этого находился в г. Орле пять лет певчим при преосвященном Григории, с ноября 1920 г. временно исполнял обязанности псаломщика в Погорельцево), Павел Михеевич Лактионов (с 1924 по 1926 гг.).
                                                                                      Церковные старосты.
1888, 1891 гг. – крестьянин Григорий Шатохин.
1894 г. -  крестьянин Иван Беседин.
1907, 1909 гг. – крестьянин Фёдор Машкин.
      Представители от прихожан для проверки состояния церковных сумм: в 1891 г. избраны крестьяне Фёдор Акулов и Филипп Степанов.
       23 сентября 1920 г. уполномоченный Кармановского волисполкома Щукин, приходской священник Евгений Иванович Иванов в присутствии членов религиозной общины Ивана Лактионова, Ефрема Лактионова и Григория Беседина составили акт о передаче церковного имущества в пользование Пятницкой церкви.  В опись вошли следующие предметы:
Дарохранительница серебряная вызолоченная – 1 шт.
Дароносица серебряная с прибором – 1 шт.
Дискос серебряный – 2 шт.
Ковшик серебряный – 1 шт.
Тарелочки серебряные – 2 шт.
Кресты серебряные вызолоченные – 2 шт.
Евангелие большое, с лицевой стороны облаченное в серебро, а сзади с угольниками – 1 шт.
Евангелие малое – 1 шт.
Паникадило бронзовое вызолоченное – 1 шт.
Подсвечник малый посеребренный – 9 шт.
Подсвечник выносной – 3 шт.
Семисвечник запрестольный позолоченный – 1 шт.
Лампады металлические посеребренные – 2 шт.
Хоругвь металлическая вызолоченная с эмалевым украшением – 1 шт.
Колокол 36 пудов – 1 шт.
Колокол 7 пудов – 1 шт.
Колокол 1 пуд – 1 шт.
        Из вышеперечисленных вещей 14 мая 1922 г. комиссия в составе Ячменькова П.Ф., Щукина Т.М., Лактионова Г.Ф., Беседина Я.Н. в присутствии верующих Сумина З.Н., Лактионова Т.С., Чернышова А.В. и священника Иванова изъяла серебряные крест и тарелку весом 1.5 фунта. 
      3 ноября 1929 года  подписан документ о закрытии церкви, но она продолжала действовать до 1931 г. Имущество передали в распоряжение Райфо, здание отдали под ссыпку семенного фонда.  
       После Великой  Отечественной войны  церковь  вновь  возобновила  свою  деятельность. Произошло это благодаря обращению верующих в Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, который постановлением от 23 мая 1945 года разрешил открыть Пятницкую церковь в селе Погорельцево Михайловского района Курской области, после чего были зарегистрированы религиозная община и церковный совет. Договор на передачу здания общине подписан 18 мая 1947 г. представителем Михайловского райисполкома и общиной. О его состоянии 15 сентября 1951 г.  составлен соответствующий акт: «Церковное здание типовое, каменное, с площадью (без алтаря) 270 кв.м., переоборудованию не подвергалось, сохранилось и не потеряло вида». Колхоз им. Жданова Погорельцевского сельсовета вздумал хлопотать о возвращении здания колхозу, но ходатайство отклонили, так как не имелось документов о том, что оно было когда-то передано колхозу.
     Богослужения  благополучно  велись до  конца 50-х годов, религиозное общество насчитывало 100-120 верующих, успешно действовал церковный совет, число верующих на службе в праздничные дни Пасхи достигало 400 человек. Постоянный обслуживающий персонал состоял из старосты, казначея, просвирницы и 8-ми хористов, ежемесячное денежное вознаграждение получал только староста – 10 руб. 
      Первым настоятелем после открытия храма был протоиерей Беленовский, с 1952 г. - священник Георгий Сусликов. С октября 1961 года богослужения прекратились по причине смерти священника о. Григория Пономарёва и усиления антирелигиозной пропаганды среди населения. Жители не раз обращались к епископу прислать им священника, но так никого и не дождались. От общины осталась лишь небольшая группа (7-12 человек), да и те, за неимением священника, посещали церкви в Михайловке и Дмитриеве, остальные верующие кто умер, кто покинул село, кто подвергся усиленному антирелигиозному давлению. На церковные двери повесили замок, а ключ передали на хранение Благочинному, жившему во Льгове. В феврале 1963 года общее собрание колхозников решило обратиться в облсовет с просьбой о снятии религиозного общества с регистрации и передаче  церкви  под клуб. Веской причиной для поддержания областью такого решения стал акт об аварийном состоянии здания церкви: «В главном куполе деревянные части сгнили, он может рухнуть; штукатурка внутри обрушилась; крыша во многих местах протекает; кирпич около крыши в результате атмосферных осадков рушится; стёкла в рамах побиты». Окончательное решение о закрытии храма было принято только в 1965 году сначала Железногорским райсоветом депутатов трудящихся от 10 сентября, а затем подтверждено Курским облсоветом от 13 ноября 1965 года. 
                                                                 Железногорский райсовет постановил: 
    «Проверкой  установлено, что религиозное общество при Погорельцевской Пятницкой церкви 4 года не работает, большинство верующих за это время фактически отошло от церкви благодаря антирелигиозной пропаганде, а община распалась. Здание пришло в негодность в результате бесхозяйственности (более 35 лет не ремонтировалось). В настоящее время может быть использовано только как складское помещение. Кроме того, вблизи есть Михайловская и Дмитриевская церкви.
                                                                                                   Решение:
        Снять с регистрации религиозную общину Пятницкой церкви как прекратившую свою работу. Здание церкви передать колхозу XXI партсъезда Погорельцевского с/совета под складское помещение. Председатель исполкома П. Мелехов. Секретарь исполкома В. Казанская».
    Всё вышеизложенное подтвердил облисполком, добавив: «Культовое имущество, находящееся в церкви, подлежит изъятию и может быть передано в ближайшую церковь (например, в сл. Михайловку), ни в коем случае не допускать, чтобы эти предметы были разобраны кем-либо из местных жителей. Закрытие производить аккуратно, не оскорбляя чувств верующих, работы по вывозу имущества не производить в праздничные и выходные дни».
      В 1967 г.  председатель  исполкома  Железногорского районного совета  депутатов  В.А.Асеев  обратился  в областное управление культуры рассмотреть вопрос о признании здания Пятницкого храма памятником архитектуры. 20 февраля из Курска пришел ответ, что «в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. специальная комиссия провела отбор памятников истории и культурных зданий, которые имеют художественное и архитектурное значение. Погорельцевская церковь не представляет историко-архитектурной ценности, поэтому не вошла в списки памятников архитектуры». Но в связи с просьбой Асеева, управление культуры пообещало выслать специалистов для вторичного обследования и окончательного заключения о возможном использовании здания церкви для размещения в ней музея. Результат обследования оказался отрицательным, музей там не открыли, а признания здания храма памятником архитектуры добился иерей Виталий Телегин только в 2009 году.
       По благословению епархиального архиерея и по желанию верующих в 1992 году возрождён приход святой мученицы Параскевы Пятницы в селе Погорельцево. Приходским собранием 18 марта 1992 года принят Гражданский Устав религиозной организации. 
        Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2009 N 1880-р "О передаче безвозмездно в собственность местной православной религиозной организации - приходу святой мученицы Параскевы Пятницы Курской епархии Русской Православной Церкви - здания храма святой Параскевы Пятницы (с. Погорельцево, Железногорский район Курской области)":
        «Передать безвозмездно в собственность местной православной религиозной организации - приходу святой мученицы Параскевы Пятницы Курской епархии Русской православной церкви для использования в функциональных целях находящийся в федеральной собственности объект религиозного назначения - здание храма святой Параскевы Пятницы (с. Погорельцево, Железногорский район Курской области). Председатель Правительства Российской Федерации  В.Путин».
          В 2002 г. по инициативе главы  района Ю.Селищева  поступили  первые  пожертвования  на ремонт здания, было собрано 50 тыс. рублей. Отремонтирована часть храма, в которой проходили службы. Материальную помощь оказали директор ООО «Дружба» Полетаев И.В., ИП Бородин С.М., Гвоздев, доцент МАИ Машкин М.Н., ЗАО «ГОТЭК» и др. Затем сбор средств и ремонт приостановились на длительный период. 
                                                                                      О настоятелях храма.
      23.06.1994 года указом архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия назначен протоиерей Владимир Николаевич Исаков.  29 января 1996 года он освобожден от должности настоятеля, вместо него 10.06.1996 назначен иерей Михаил Иванович Ткачук.
       11.02.1998  года  указом  архиепископа  Ювеналия назначен протоиерей Сергий Николаевич Фролов, но 13.02.1999 г. он по прошению освобожден от должности настоятеля и почислен за штат Курской епархии с правом перехода в Белгородскую епархию. 
       23.11.1999  года  указом  архиепископа  Курского  и  Рыльского  Ювеналия  назначен иерей Владимир Михайлович Бажанов, который 14.08.2000 года  освобожден от должности настоятеля. 
14.08.2000 года назначен иерей Виталий Дмитриевич Телегин, прослуживший в приходе до 01.12.2004 года, переведён во Всехсвятский храм г. Железногорска.
           01.12.2004 года указом архиепископа Курского и Рыльского Германа назначен иерей Алексей Владимирович Кабанов, переведён из Всехсвятского храма г, Железногорска. Освобождён от должности настоятеля 22.08.2007 года.
         22.08.2007 года указом архиепископа Курского и Рыльского Германа назначен иерей Виталий Дмитриевич Телегин, а 28.07.2009 года иерей Алексей Владимирович Шадрин. Родился Алексей Шадрин 25.05.1971 года в слободе Михайловке. Служил в рядах Советской Армии, работал на крайнем Севере в городе Дудинка Красноярского края на Таймырском полуострове, нес клиросное и хозяйственное послушания в Успенском храме города Льгова Курской области, потом в храме Всех Святых в земле Российской просиявших города Железногорска. В 1995 г. прошел курс дьяконов во Всехсвятском храме Железногорска и Курской Духовной семинарии.В 2004 году окончил полный курс пастырского заочного отделения Курской Духовной семинарии по 1 разряду.
                                                                                                     Служение:
с 13.06.1995 г. по 7.11.1996 гг. – клирик храма Всех Святых в земле Российской просиявших г. Железногорска Курской области;
с 7.11.1996 г. по 11.01.1999 г. - настоятель храма святого Архистратига Михаила села Густомой Льговского района Курской области;
с 11.01.1999 г. по 28.07.2009 г. - настоятель храма святого Архистратига Михаила поселка Магнитный Железногорского района Курской области;
с 28.07.2009 г. - настоятель храма святой великомученицы Параскевы Пятницы села Погорельцево Железногорского  района.
Награждён Указом архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия от 22.03.1999 г. – набедренником,   23 марта 2000 г. – камилавкой,  21 апреля 2003 г. - наперсным крестом.
   Иерей Алексей Шадрин проводил просветительские беседы с прихожанами на православные темы, организовывал социальные акции для ветеранов Великой Отечественной войны с поздравлениями и материальной помощью каждому; многодетным семьям направлены поздравления с приложением «Православного энциклопедического словаря»; в Кармановской школе создал православную библиотеку и видеотеку. 10 июня 2013 г. переведён в г. Льгов, а затем командирован к храму-часовне села Клишина. Вместо него назначен священник Свято-Троицкого храма города Железногорска Игорь Ширяев.
        В мае 2011 года Архиепископ Герман посетил храм Параскевы Пятницы и обещал поддержку и содействие в изыскании средств на реставрацию храма, но интенсивное возрождение началось с образованием Железногорской епархии. Немалая заслуга в этом владыки Вениамина, руководства Железногорского района во главе с Фролковым А.Д., администрации Михайловского ГОКа во главе с Кретовым С.И., которые за два года выделили на капитальный ремонт и установку куполов храма более 1 млн. рублей. В 2013 году был образован попечительский совет, в который вошли руководители предприятий Железногорского района, глава района Фролков, председатель районного Представительного Собрания Полетаев, настоятель Игорь Ширяев и др.
      29  июня 2014 г.  прихожане  праздновали  100-летние  со  дня освящения храма, в котором состоялось праздничное богослужение. Литургию служил епископ Вениамин, ему помогали: благочинный Железногорского района – протоиерей Алексей Калашников, благочинный Фатежского района - протоиерей Василий Бовсуновский, благочинный Хомутовского района – иеромонах Софроний (Долгов), духовник Железногорской епархии – игумен Иннокентий (Такшинов). В этот светлый праздник пришло более 400 верующих, в их числе были и сестры милосердия. По традиции, в памятные дни духовенство вручило церковные награды тем, кто приложил усердие в делах во славу  русского православия. За труды по восстановлению храма архиерейские грамоты получили А.Д.Фролков, И.В.Полетаев, А.Я.Гарбузов, А.А.Солнцев, С.В.Хатунцов.  К 2016 г. храм был восстановлен.
       В Курском госархиве хранятся метрические книги Пятницкой церкви села Погорельцево за 1867, 1873, 1877, 1880, 1882, 1884, 1890, 1895 годы.

Дело об утверждении проекта Пятницкой церкви с. Погорельцево 1902 г. Хранится в ГАКО.
Дело об утверждении проекта Пятницкой церкви
с. Погорельцево 1902 г. Хранится в ГАКО.
Шадрин Алексей Владимирович, иерей Пятницкой  церкви
Шадрин Алексей Владимирович,
иерей Пятницкой  церкви
Проект Пятницкой церкви с. Погорельцево  архитектора Н. Грушецкого 1902 г. Хранится в ГАКО.
Проект Пятницкой церкви с. Погорельцево  архитектора Н. Грушецкого 1902 г. Хранится в ГАКО.
Пятницкий храм в селе Погорельцево. Фото 1970-х гг.
Пятницкий храм в селе Погорельцево. Фото 1970-х гг.
Пятницкий храм в селе Погорельцево в период восстановления. Фото 2012 г.
Пятницкий храм в селе Погорельцево в период восстановления. Фото 2012 г.
Фреска на своде купола Пятницкого храма.  Фото Илги Гондаревой 2009 г.
Восстановленный храм Параскевы Пятницы  в селе Погорельцево. Фото 2015 г.
Фреска на своде купола Пятницкого храма.
Фото Илги Гондаревой 2009 г.
Восстановленный храм Параскевы Пятницы 
в селе Погорельцево. Фото 2015 г.
Храм Архангела Михаила в селе Глебово Фатежского района. Фото 2012 г.
Храм Архангела Михаила в селе Глебово Фатежского района, построенный по тому же  проекту, что и  храм Параскевы Пятницы в селе Погорельцево. Архитектор Николай Грушецкий. Фото 2012 г.

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now