Троицкая церковь в селе Карманово

 

     История возникновения прихода в  Карманово тесным образом связана с именем помещика Анненкова, который на свои средства возводил церковь и в течение нескольких лет вёл дневниковые записи, подробно описывая расходы, условия подрядов, мест покупки стройматериалов и фиксируя все этапы строительства здания от момента закладки фундамента до даты освящения храма. В истории церквей Железногорского района нет больше подобных примеров, когда было бы известно точное время возведения храма, имена строителей, резчиков, иконописцев и другие подробности, связанные с церковным строительством.                              
         Потомственный дворянин Иван Петрович Анненков  прослужил в армии с 1727 по 1745 год. Выйдя в отставку в чине коллежского асессора, он поселился в своём родовом имении в деревне Кармановой, входившей тогда в Усожский стан Курского уезда. В 1746 году Анненков получает разрешение на постройку в Карманово каменной церкви, двухпрестольной, одноэтажной, во имя Живоначальной Троицы, с приделом святого евангелиста Иоанна Богослова. Для строительства каменного здания заключил контракт с однодворцем д.Сныхиной Курского уезда Никифором Переверзевым, сделать иконостас главный и в придел Иоанна Богослова из дерева нанял резчика из малороссийской слободы Неклюдовки Белгородского уезда  Фёдора Дмитриевича Подорожкина. Тот обещал вырезать его подобно тому, который стоит в курской городской Нижне-Троицкой церкви в верхнем престоле, сделанном по его собственным рисункам. Позолотить придельный иконостас и написать иконы подрядили курского жителя Герасима Степановича Стародубцева,  выходца из Малороссии. Колокола отливал житель слободы Михайловки, тоже  малороссиянин, Иван Семёнович Шилов. Заказ на роспись главного, одноярусного, иконостаса получил мастер из слободы Борисовки – главного иконописного центра курского края – Тимофей Мезиновский.  «Зелёную» церковную печь выложил малороссиянин печник Макар, крепостной помещика Шидловского. Красный кирпич изготавливали на месте деревенские мастера. Таким образом, почти все подряды по строительству церкви выполнялись местными мастерами – выходцами из Малороссии. После освящения храма в 1759 году помещик продолжал заниматься приведением его в благолепный вид: церковную утварь, религиозные книги привозил из Москвы, мощи святых - из Киево-Печерской лавры. Вместе с церковью построена кирпичная двухэтажная колокольня с семью колоколами, на одном из которых изображение Божьей Матери и святителя Митрофания. На колокольне устроили редкую по тому времени диковинку – часы с боем, сделанные орловским купцом Илларионом Шушпановым. 
       В  описании  храма  священником  Иоанном  Ломакиным,  сделанном  в 1887 г.,  указываются параметры его: высота - 26 аршин, длина - 20 аршин, ширина – 12 аршин; количество дверей - три  (северные, западные, южные, сделаны из дерева); глава шарообразная, с железным позолоченным четырёхконечным крестом; кровля дуговая на сводах, из листового железа; отсутствие на наружных стенах украшений, карнизов и лепнины, наличие деревянных полов. О старинных часах с боем упоминаний нет, так как к тому времени они уже не существовали.
    
                                                                                                     ***
      В  Троицкий  приход  села  Карманово  входила  деревня  Воропаево.  Жители  Карманово  и Воропаево до построения у них собственного храма являлись прихожанами Пятницкой церкви села Погорельцева. Число прихожан на 1908 год – 591 человек мужского пола. Церкви принадлежало 45 десятин земли, штат состоял из священника и псаломщика. Причт пользовался  с капитала в 1 тысячу рублей, лежащего в банке, процентами. В приходе действовали две школы: земская, открыта в 1885 г., законоучителем утвержден св. Иоанн Ломакин (отмечен епархиальным начальством за усердие в учительской деятельности), преподавателем других предметов псаломщик Тихомиров, и церковно-приходская, в ней также был законоучителем св.Ломакин (в 1890 г. свидетельства об окончании ЦПШ получили 6 учеников – Георгий Лаврентьевич Алферов, Козьма Афанасьевич Печенкин, Филипп Иванович Печенкин, Василий Иванович Печенкин, Феоктист Лаврентьевич Соловьев, Алексей Тимофеевич Астахов). Около 1910 года стараниями потомственного почётного гражданина Георгия Михайловича Минаева построено новое здание ЦПШ. В 1911 году ему как попечителю Кармановской церковно-приходской школы преподано «Архипастырское благословение за работы по благоустройству школы, построенной его иждивением, стоимостью около 3 тысяч рублей, за пожертвование участка земли (¾ десятины) под школу, насаженного в 1910 году фруктовым садом его иждивением, и пожертвование лесного материала на постройку сарая и изгороди».
      Минаев до самой революции радел о состоянии учебного заведения и в 1916 году опять же на свои личные деньги в размере 500 рублей произвёл ремонт школы. 
Учителями Закона Божьего обычно назначались приходские церковнослужители, но в Кармановской школе в 1907 году традиции изменили, допустив к обучению  не только человека светского, а ещё и женского пола – Марию Карасёву.
        Карманово в 1888 году 6 июля посетил во время обозрения епархии епископ Курский и Белгородский Иустин, где и соизволил заночевать.

                                                                                              О причте.
    Как следует из переписи населения 1782 года, в Троицкой церкви села Карманова служат дьячок Иван Хорошилов и пономарь Егор Васильевич Хорошилов, место  священника вакантное.  Егора Хорошилова после указанной ревизии определяют дьячком в село Шустово Льговского уезда. 
В 1793 г. в церкви – священник Матвей Хорошилов, у него дети Яков и Алексей; дьячок Иван Хорошилов, у него дети Терентий и Григорий.
      В 1816 году к церкви приписаны священники –Илья Яковлевич Хорошилов и Иоанн Матвеевич Хорошилов; дьяконы – Пётр Андреев сын Слечуков и Никита Ермолаев сын Нечаев; пономарь – Терентий Иванов сын Хорошилов. Сын Терентия Хорошилова - Алексей - пошёл по стопам отца и при этой же церкви служил впоследствии дьяконом. Жизнь его оказалась короткой, а семье пришлось пережить  без кормильца тяжёлые невзгоды и самую настоящую нищету. Вдова Александра Фёдоровна после смерти мужа осталась с пятью малолетними детьми, не имея  никаких средств к существованию и крова над головой.  Дом их в день Святой Троицы в 1875 году  сгорел, а вместе с ним и всё имущество. Бедная вдова пошла с детьми скитаться по чужим домам. Семья не имела не только денег, но  даже дневного пропитания и жила благодаря помощи приходского священника Иоанна Ломакина да немногочисленных родственников, дававших кусок хлеба голодающим детям. Старший сын Антоний ещё при жизни отца поступил в Курское духовное училище, его содержание лежало на плечах родителей. С потерей кормильца дальнейшее обучение Антония стало непосильной ношей для вдовы, а так хотелось, чтобы  ребёнок получил образование. Александра Фёдоровна пишет прошение в училищный совет  с просьбой об определении его на казённое содержание. В этой просьбе ей отказали и посоветовали перевести сына в Рыльское училище, где ему обеспечат бесплатное содержание, так как он должен там учиться изначально по территориальной принадлежности к Рыльскому округу. Но даже и это сделать для вдовы невозможно – нет совершенно денег на дорожные расходы и оплату услуг писаря. В полученной из училища бумаге поясняется, что вопрос мог быть решён положительно, если бы не малоуспешность учащегося. Успеваемость по всем предметам – единицы и двойки. Смотритель училища Георгий Введенский объясняет плохие успехи не отсутствием способностей, а тем, что «Антоний Хорошилов квартирует в слободе Стрелецкой у своего родственника дьячка Шкорбатова один, без товарищей, которые бы при совместном проживании и занятиях давали бы ему книги для уроков,  учебников у него нет никаких, имеется только книга Ветхого Завета».  А где взять книги бедному сироте, когда нет денег даже на пропитание! Неизвестно, чем закончилась для Антония история с учёбой, смогла ли мать перевести сына в Рыльск или училищный совет дал ему шанс учиться дальше,  о том можно только догадываться, но ясно одно – и в детстве, и во взрослой жизни сыну бедного дьячка пришлось  хлебнуть немало горя.
В 1860/70-е годы священником был Иван Архангельский, в 1873 году назначен Иоанн Ломакин, награждённый в 1881 г. скуфьёй по духовному ведомству и отмеченный за усердие в исполнении обязанностей законоучителя. После него священниками были Александр Николаевич Попов (с 1893 по 1899 гг., перемещён в с. Арбузово Дмитриевского уезда), Иоанн Васильевич Псарёв, Леонид Раздольский. В 1910 году из с. Соковнинки Дмитриевского уезда ненадолго приходит Иоанн Боголюбов, в 1913 г. перемещённый в Лубошево, а его место занимает бывший дьякон села Крупца Дмитриевского уезда Иван Данилович Руднев, остававшийся пастырем в суровые годы революции, гражданской войны и времени воинствующего атеизма. Руднев служил до 1927 г.
         Псаломщики, как и священники, в Карманово менялись редко по той простой причине, что имели стабильное жалованье в отличие от псаломщиков многих других церквей – 100 рублей в год. С середины XIX до начала XX века известны следующие имена: Дмитрий Тихомиров, Сергей Тихомиров, Владимир Алексеевич Попов, Иван Ельников, Евгений Мильский, Егор Лаврентьевич Алфёров, Тимофей Алексеевич Домашев(с 1926 по 1928 гг.).
Церковными старостами в разные годы (с 1888 по 1913 гг.) избирались крестьяне Фёдор Стариков (в 1888 г., в 1891 г.), Иван Дмитриев, Никита Михайлович Печёнкин.
В 1891 г. прихожане выбрали от общества своих представителей для проверки церковных сумм  крестьян:Ефима Печёнкина и Петра Печёнкина.
        24 сентября 1920 г. уполномоченный Кармановского волисполкома товарищ Щукин, священник И.Д.Руднев и представители религиозного общества Фёдор Печёнкин, Савелий Самохин, Прохор Волобуев составили опись имущества церкви с последующей передачей его в бессрочное и бесплатное пользование общине Троицкой церкви.  В опись были включены следующие предметы:

Престол – 2 шт.
Дарохранительница серебряная – 2 шт.
Евангелие, отделанное серебром – 4 шт.
Крест серебряный – 1 шт.
Крест медный – 4 шт.
Покрывало напрестольное – 2 шт.
Жертвенник – 2 шт.
Подсвечник малый серебряный – 2 шт.
Чаша серебряная – 2 шт.
Дискос серебряный – 2 шт.
Звездица серебряная – 2 шт.
Блюдечко малое – 2 шт.
Воздухи – 5 шт.
Покровы – 5 пар
Риза из парчи – 5 шт.
Подрясник – 4 шт.
Пояс – 5 шт.
Набедренник – 1 шт.
Стихарь из парчи – 3 шт.
Запрестольная икона Божьей Матери – 2 шт.
Икона Святой Троицы в серебряной ризе – 2 шт.
Икона Божьей Матери Нерукотворный Образ – 2 шт.
Икона Иоанна Постника серебряная в одном футляре – 4 шт.
Икона Святого Апостола Иоанна Богослова серебряная – 1 шт.
Икона в медных ризах – 8 шт.
Сосуд медный – 1 шт.
Семисвечник запрестольный медный – 2 шт.
Паникадила медные посеребренные – 8 шт.
Подсвечник медный посеребренный – 4 шт.
Иконы медные с рукоятками – 2 шт.
Колокол 51  пуда – 1 шт.
Колокол 26  пудов – 1 шт.
Колокол 13 пудов – 1 шт.
Колокол 6 пудов – 1 шт.
Колокол 2 пуда – 1 шт.
Колокол 1 пуд – 1 шт.
     Несмотря на то, что имущество передано общине в бессрочное пользование, государство не преминуло запустить в очередной раз руку в церковный карман. 14 мая 1922 г. представители местной власти Ячменьков П.Ф., Щукин Т.М., Дмитров Т.А., Соловьёв В.А. в присутствии священника Иоанна Руднева и верующих Самохина С.П., Дементьева Н.Н. изъяли отделку с Евангелия, два подсвечника, ковчег, дарохранительницу, три ризы с небольших икон (всё серебряное) общим весом около 10 фунтов.
          Престольные праздники в Карманово – день Иоанна Богослова и Троица.
       Церковь  в  Карманово  закрыли  18  ноября  1929  года  и устроили в ней зерносклад. В начале 30-х годов работники НКВД членов религиозной общины во главе с Печенкиным арестовали и обвинили в  организации антисоветской «Группы освобождения церкви».
        Весной 1943 года советские войска церковь взорвали, кирпич использовали для засыпки дорог. На территории разрушенной церкви находился колхозный ток, в настоящее время действует пилорама. Во время расчистки места для тока обнаружили уцелевший  склеп, находившийся раньше под  храмом, в нём стояли три гроба. По утверждениям местных жителей, в одном из них лежал прах основателя церкви – помещика Анненкова.
     В Курском госархиве хранятся метрические книги Троицкой церкви села Карманово за 1861,1873, 1977, 1880, 1882, 1884, 1895 годы.

 

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now