Николаевская церковь в селе Гнань

       Гнанский святой источник знают все в Железногорском районе, но мало кто знаком с историей церкви, возникшей в давние времена недалеко от него и разрушенной в ХХ веке. 
         Поселение Гнань существовало еще во времена Бориса Годунова. Появление церкви в нем можно отнести предположительно к 1620 году, когда по указу царя Михаила Фёдоровича узаконена Гнанская сторожа. Гнань в 1623 году уже называется селом. Церковь нарекли во имя святителя Николая Чудотворца, икону которого, написанную в 1621 году, местные жители обрели в лесу возле колодца в полуверсте от села. Образ Николая был особо чтимой святыней храма. «В вышину сей образ – 1 аршин 7 вершков, а в ширину – 1 аршин 2 вершка, на нём риза и венец серебряные, украшенные ценными камнями; по полям события из жизни святителя», - так описывает икону церковный историк. Над колодцем, где обретена икона, в XIX веке устроили каменную часовню и поместили туда копию с оригинала, а также несколько образов святых. Сюда на праздники Николу-зимнего и Николу-летнего совершались крестные ходы. Начинались они с двух сторон: из Михайловки и из Гнани. После совершения небольшой службы около святого источника устраивались народные гуляния. Небольшие часовни находились также на кладбище и недалеко от церкви.
         Гнанская церковь и её служители упоминаются в переписных книгах Радогожского стана Комарицкой волости 1707 года: «В Николаевской церкви села Гнани священник Сергей Евтифеев, дьячки Акиндин Евтифеев и Афанасий Фёдоров».
          В конце XVII века в Комарицкой волости из 169 попов только пятеро, в том числе священник Николаевской церкви села Гнань, имели у себя наемных работников из бобылей. А ещё при церкви находилась лавка с товарами, которую в 1682 году пришлось закрыть по указу, запрещавшему лицам духовного звания сочетать службу с торговлей.
      Гнанский поп Анисим Елисеев в январе 1732 года пишет прошение в канцелярию Синода: «В вотчине господина моего князя Константина Дмитриевича Кантемира в селе Гнани имеется из давних лет церковь деревянная во имя святителя Николая Чудотворца. А в прошлом 1731 году июня 29-го дня оная церковь от молненного сожжения сгорела. А ныне в оном селе Божественной службы не имеется, в чём в мирских требах немалая нужда. А в том же стане дворцовой Комарицкой волости в селе Невари имеется построенная деревянная церковь, а ныне оную церковь желает князь Кантемир перевезти и построить на месте сгорелой церкви в селе Гнани во имя того же престола. Прошу о перевозе помянутой церкви из села Невари в село Гнань, о строении и освящении оной на старом освящённом антиминсе Столбовского Николаевского монастыря, к архиепископу Иллариону послать Указ». 1 февраля 1732 был дан Указ с благословением на строительство и освящение церкви.
         Здание церковное в XVII – XVIII веках было деревянное, а каменное построили на свои средства князья А.И. Лобанов-Ростовский и Н.И. Трубецкой. Сооружение длилось с 1799-го по 1802 год.
         В приход входили деревни: Веретенино, Солдаты, Толченая, Остапово (в XVII-XVIII веках Остапово являлось селом, там существовала деревянная церковь, освящённая во имя Николая Чудотворца; в конце XVIII века она сгорела и более не восстанавливалась, верующие перешли в Гнанский приход). По данным 1903 года количество церковной земли при Николаевском храме села Гнань составляло немалую площадь - 72 десятины, число прихожан тоже достаточно большое для сельского прихода: 1453 души мужского пола и 1415 душ женского пола.
        В селе существовало две школы: земская и церковно-приходская, открытая в 1889 году. В церковно-приходской школе на 1903 год обучались 83 ученика, попечителем её утвержден управляющий имением Великого Князя Сергея Александровича статский советник господин А.Н.Филатьев. Он принял на себя значительную долю расходов по приспособлению церковной караулки для школьного помещения и доставлял ежегодно отопление для школы. Обязанности законоучителя долгие годы исполнял псаломщик Иван Иовлев. 
       Священник Захар Амфитеатров в 1898 году устроил в церковной сторожке, отделяющейся от школы коридором, ночлежный приют на 30 человек. В приюте помещались дети крестьян из отдаленной деревни Толченой. Оставаясь в приюте шесть учебных дней, ученики заранее приносили из домов необходимые продукты и сами, под присмотром сторожа, готовили себе еду.
              В годы Первой мировой войны в церковно-приходской школе устроили ясли для присмотра за солдатскими детьми во время летней страды. За ними в течение двух месяцев присматривала нанятая женщина. 
           Церковными старостами избирались на трёхлетие крестьяне Сергей Доронин, Дмитрий Захарович Хрипунов, Алексей Рязанцев, Григорий Барабанов и дмитровские мещане Филипп Евдокимович Трошенков, Василий Трошенков.
          Известны имена нескольких дьяконов, служивших с середины XIX до начала XX века: Пётр Введенский, Иван Некрасов, Иван Иовлев, Георгий Покровский, Александр Троепольский.
       Псаломщиками состояли в разные годы, начиная с 1870-х гг., Георгий Самоцветов, Фёдор Колпинский, Василий Иовлев, Павел Воскресенский, Фёдор Покровский, Яков Тараканов, Александр Орлов, Афанасий Троицкий. С 1922 года псаломщиком был Николай Иванович Иовлев. 
         В начале XIX века настоятелем гнанского прихода являлся представитель известной династии священников - Василий Амфитеатров, старший брат митрополита Киевского Филарета Амфитеатрова. Сын Василия, Егор Васильевич, родившийся 24 апреля 1815 года в Гнани, становится впоследствии профессором Московской Духовной академии на кафедре словесности и истории литературы. Профессор Амфитеатров с 1873 года был избран городским головою Сергиева Посада, его портрет установили в зале городской думы ещё при жизни. 
         До 1865 года приходским священником был Николай Розанов, с 1866 г. – Николай Никольский. Затем в село вновь возвращаются представители рода Амфитеатровых, которые вплоть до революции совершали свой пастырский труд: Фёдор Амфитеатров, умерший в 1886 году, и сын его Захарий Амфитеатров, служивший в церкви до 1919 года. Отец Захарий был настоящим подвижником своего дела: состоял членом совета 3-го Благочиннического округа Дмитровского уезда, затем утверждён духовным следователем округа, заведовал церковно-приходской школой, в 1917 году возведён в сан протоиерея. Жизнь отца Захария Амфитеатрова закончилась трагически, он принял мученическую смерть от рук коммунистов.
         В самом начале 1919 года крестьяне деревни Гремячей двинулись толпой в Михайловку с жалобами на действия московского продотряда, отобравшего у них почти всё зерно, оставшееся для посева. Возле Гнани им преградил дорогу отряд местных красноармейцев во главе с начальником дмитриевской милиции Лилякевичем и михайловским военкомом Петром Молчановым. Командиры потребовали, чтобы крестьяне вернулись домой. Те воспротивились. Оказавшиеся поблизости священник из Михайловки Иаков Бакринёв и Захарий Амфитеатров попробовали вразумить две противоборствующие стороны, но красноармейцы открыли огонь и разогнали недовольных. Священников же впоследствии схватили и утопили в реке Свапе, пустив их под лёд. Сын священника Амфитеатрова, Фёдор, был одним из активных участников вспыхнувшего в скором времени контрреволюционного Больше-Бобровского мятежа. В советское время он стал профессором Казанского ветеринарного института имени Н.Э. Баумана. Второй его сын Николай эмигрировал в Англию во время Второй мировой войны, скончался в 1971 году в Кембридже, прах его перевезен в США и захоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
          С 1923 года религиозную общину Николаевской церкви села Гнань возглавлял священник Василий Булгаков. Во время массового закрытия церквей Михайловского района в 1929 году Николаевская церковь осталась действующей. На короткий срок её прикрыли, так как временно не было священника для совершения обрядов, но по жалобам прихожан в Льговский окрисполком о незаконных действиях местной власти делу дали обратный ход. Церковь работала ещё десять лет, чем очень сильно раздражала местную власть, решившую любыми способами ликвидировать молитвенное заведение. Сначала Михайловский сельсовет выдал справку Райфинотделу от 30.06 1940 г. в том, что «религиозная община при селе Гнани не работает, и церковь с 1935 года закрыта, а здание находится в аварийном состоянии». Райфинотдел в свою очередь сделал справку, что за церковью имеется большая недоимка по земельной ренте и налогу со строения за 1937 год. Ни в одной справке не было и доли правды, за исключением пункта о плохом состоянии здания. Правда, до такого состояния церковь доведена стараниями тех же коммунистов, незадолго до того спровоцировавших колхозников на её разграбление. Получив необходимые справки, исполком Михайловского райсовета на их основании 11.07.1940г. постановил закрыть церковь в селе Гнань. Данное решение утвердил Президиум Курского облсовета, который постановил 9 сентября 1940 года «бездействующую» церковь закрыть и приступить к её ликвидации, что незамедлительно и ревностно было исполнено райисполкомом, так долго ждавшим этого момента. Верующие решили не сдаваться и написали в Верховный Совет СССР жалобу: «11 сентября 1939 года церковь с. Гнани взята на учёт, в чём был составлен акт и опись церковного имущества Михайловским райсоветом по заявлению граждан с. Гнани. В 1939 году колхозники Гнани разломали погреб под церковью, а также разломали ограду, кирпичи забрали в свою пользу. В первых числах сентября 1940 г. снята железная крыша с церкви, а 18.09.1940 г. Михайловский райсовет подогнал пять автомобилей к церкви и забрал все церковное имущество: 45 икон в ризах, покрывала, одежду священников и т.д. Теперь же хотят разрушить здание храма. Забрано 225 предметов без ведома Церковного Совета и прихожан, хотя, согласно Конституции, церковь отделена от государства. Верующих в приходе – около 4 000 граждан, в церкви три престола. В Гнанскую церковь приходят четыре деревни и около десяти поселков, в самой Гнани 250 прихожан. Сообщаем, что церковь в задолженности не состоит, а также нет задолженности и за священником. Райсовет отобрал от церкви ключи, а охрану поручил колхозникам села. Церковный Совет просит Верховный Совет возвратить церковь, как она была в прежнем виде. Церковь была открыта для службы и никогда не закрывалась, и прихожане своего согласия для закрытия церкви не изъявляли. Просим о последующем решении нам сообщить.                                                                                                                                Председатель Церковного Совета Чиненков Ф.Н.».

            Москва переадресовала жалобу в Курск, а оттуда пришел следующий ответ:
 «12.02.1941 г., д. Остапово, Веретенинского сельского совета, гражданину Чиненкову.
        На Вашу жалобу Исполком облсовета депутатов трудящихся сообщает: молитвенное здание в селе Гнань закрыто решением Исполкома облсовета от 09.09.1940 г. в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК от 08.04.1929 г.»
     Здание церкви постепенно растащили колхозники на свои нужды, а в полуразрушенном подвальном помещении во время войны нашли себе приют монахи, впоследствии покинувшие эти места.
           Храм и часовни не сохранились, но святой источник по-прежнему является местом поклонения. В 90-е годы его благоустроили, и у железногорских молодожёнов сложилась уже традиция посещать святое место, где когда-то обретена древняя икона Николая Чудотворца, и испить из колодца целебной воды. 

 

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now