Из истории православных церквей 
Железногорского района

         Известный русский православный философ Сергий Булгаков сказал: «В России не было, и нет, культуры вне религии, и с разрушением её остаётся варварство». А что знаем мы о православной истории церквей нашего района? Можем ли мы похвастаться тем, что ещё не окончательно ввергли себя в бездну дикого варварства и не забыли свою культуру?
          Мы совершаем паломнические поездки в известные святые места, монастыри, но даже и не подозреваем, что у нас на родной земле издавна существовали праведники и страстотерпцы, основательно нами позабытые, но достойные поклонения и уважения, свои святыни, почитаемые места. Хочется надеяться, что учреждение самостоятельной Железногорской епархии поможет сохранить от разрушения не только храмы, но и оживить духовную жизнь в сельских приходах.
        Хотя в большинстве своём церкви не сохранились, даже отсутствуют их фотоснимки, рассказ об истории храмов будет не лишним и даже может оказаться интересным для патриотов Железногорского края, интересующихся жизнью своих предков. Сначала приведём более общие сведения, а затем перейдём к истории каждой отдельной церкви.
        Как всем известно, территория Железногорского района в своё время была частью Курской и Орловской губерний, соответственно и церкви относились к разным епархиям. Начнём с истории восточной окраины района.
        В эпоху Петра I и в течение всего XVIII столетия земли, лежащие между реками Белый Немёд и Чернь, ограниченные с юга рекой Свапой, были частью большого Кромского уезда Киевской, а затем Белгородской губернии. В Речицкий стан Кромского уезда, согласно переписной книге 1718 года, входили пять сёл - Андросово, Макарово, Волково, Лужки, Большое Боброво. В церковных приходах названных сёл значились деревни: Курбакино, Гремячее, Хлынино, Зорино, Пасерково, Радубич, Коровино, Городное, Тишимля. С 1782-го по 1928-й год они входили в Дмитровский уезд Орловской губернии, к названному уезду отошли и пять сёл бывшей Комарицкой волости Севского уезда: Гнань, Остапово, Ажово, Разветье и Трояново с деревнями Веретенино, Чернякова, Студенок. 
       История этих селений уходит иногда в седую старину, потому точные даты возникновения приходов и строительства сельских церквей остаются неизвестными. Некоторые селения существовали уже во времена Бориса Годунова (Гнань, Разветье, Ажово), но большая часть наших сёл и деревень возникла в конце XVII века (Макарово, Андросово, Лужки в 1678 году именовались ещё починками). В это время границы Московского государства отодвинулись далеко на юг, прекратились бесконечные татарские и литовские набеги и наступило время мирного строительства. Запустевшие за несколько десятилетий земли снова заполнились людьми. Новопоселенцы, обустроив жилища и распахав участки Дикого поля, принялись тут же за сооружение небольших церквушек.
          Церкви строили деревянные, самой простой архитектуры, «клетского» типа, когда несколько прямоугольных срубов пристраивались друг к другу и венчались двускатной крышей. Со временем деревянные храмы стали выше и изысканней, их часто приходилось перестраивать по причине ветхости или пожаров, но возведение подобных строений было быстрее и дешевле, чем каменных. Деревянные церкви простояли в небогатых приходах сёл Трояново, Макарово, Разветье и Волково вплоть до 30-х годов ХХ века. Каменные строения появились у нас только в XVIII-XIX веках. Возводились они на средства купцов, богатых землевладельцев, имевших здесь поместья, как было в Андросово, Больше-Боброво, Ажово, Лужках, Гнани, или на пожертвования прихожан (Андросово).
          До 1764 года церкви сёл Макарово, Андросово, Волково, Лужки, Большое Боброво подчинялись Коломенской епархии, а Трояново, Ажово, Гнань, Разветье, Остапово – Брянской епархии. После 1764 года приходы всех названных населённых пунктов стали подчиняться вновь образованной Севской епархии. В 1788 году учреждена Орловская епархия, в ведении которой находились поименованные приходы до 1928 года. 
          С образованием Орловской епархии и приближением епархиального центра прибавилось в храмах и порядка. Епархиальное начальство стало чаще посещать приходы, следило за нравственным состоянием священнослужителей, заставляло отдавать в семинарии и духовные училища их детей. После окончания духовной семинарии, бывшие воспитанники могли взять себе новые фамилии, связанные с церковной символикой, поэтому самыми типичными фамилиями в XIX веке, часто встречавшимися у служителей наших церквей, стали следующие: Митропольский, Попов, Троицкий, Никольский, Покровский, Воскресенский, Казанский, Ильинский, Казминский, Знаменский, Боголюбский, Благовещенский, Пономарёв, Протопопов, Дьяконов… К концу XIX века многие священнические династии прервались. Дети духовенства, большей частью имевшего небольшие доходы и жившего бедно, переходили в другие сословия, выбирали светские профессии, а псаломщиками, дьяконами, священниками после установленной подготовки и испытаний становились бывшие крестьяне и учителя.
      Из десяти церквей названных селений, входивших ранее в Орловскую губернию, уничтожены все, кроме Адросовской, возрождённой в 90-е годы ХХ века и действующей в настоящее время. Не сохранились не только церкви, но также сами сёла Лужки и Макарово, оказавшиеся в зоне отвалов Михайловского ГОКа. В первое десятилетие XXI века построены новые церкви в посёлках Студенок и Магнитный и часовня в деревне Клишино. В октябре 2012 года по ходатайству верующих вновь образованная Железногорская епархия приняла решение о строительстве церкви в деревне Копёнки. 18 октября епископ Вениамин освятил место, на котором будет возведена церковь во имя иконы Покрова Пресвятой Богородицы.

                                                                                                      * * *
        Западная и южная части Железногорского района относились к Курской губернии и подчинялись Курской епархии. Сёла Рышково, Лубошево, Снецкое, Злобино, Погорельцево, Расторог, Карманово и слободы Жидеевка и Михайловка до 1928 года входили в Дмитриевский уезд, а сёла Троицкое, Радубеж, Линец, Шатохино, Ольшанец – в Фатежский уезд. До образования Курской губернии названные селения значились в Рыльском и Курском уездах Белгородской губернии, а в церковной жизни управлялись Белгородской епархией.
          Из 16 храмов вышеуказанных сел, вошедших в состав нынешнего Железногорского района (в Рышково было две церкви, в Михайловке - три), до наших дней сохранились только три: в Погорельцево, Жидеевке и Михайловке. Храм в Жидеевке восстановлен и стал действующим совсем недавно, в Погорельцево находится в плачевном состоянии. 
          Самыми старыми сёлами являются Погорельцево, Рышково, Расторог. В них церкви существовали уже в XVII веке. История Снецкого, как села, уходит в XV-XVI века, но в XVIII веке оно становится деревней. Церковь, возможно, была уничтожена пожаром или пришла в крайнюю ветхость, а восстанавливать её в малочисленном приходе не нашли нужным. Злобино именовалось селом всего восемь лет, после чего снова стало деревней. История церквей в остальных сёлах ведёт свой отчёт с конца XVIII столетия. В основном, они были деревянные. Первые каменные появились в Михайловке (1753г.), Карманово (1759 г.), Линце (1762 г.). К началу XX века из церквей, относившихся к Курской епархии, деревянные остались только в селах Радубеж, Ольшанец и Расторог.

 

                                                                                                       * * *

           Судя по названиям церквей, существовавших и действующих ныне на территории Железногорского района, самым почитаемым святым у наших предков был Николай Чудотворец, в чью честь поименованы 8 храмов, затем Святая Троица – 6 храмов, и Михаил Архангел – 5 храмов. Покровскими названы только 3 церкви, Рождество-Богородицкими – 2, а самые редкие, единичные названия – Богословская, Преображенская и Пятницкая.
        После 1917 года наступило время гонений на русскую Православную Церковь и её служителей. По всей великой России стали осквернять, закрывать, разрушать храмы, изымать церковные ценности. Ни одна наша церковь после революции не была закрыта, но зато все ценные иконы и дорогая утварь, собранные в течение столетий, изъяты. На примере Орловской епархии это хорошо видно. К 1922 году из церквей губернии изъяли 688 пудов серебра, причём в богатых Мценском, Ливенском, Орловском уездах собрали, где 77, где 20 пудов серебра, и только в самом бедном Дмитровском уезде, к которому относились многие наши церкви, выгребли почти всё дочиста – 223 пуда серебра.
           В храмах Курской губернии в том же 1922 году, якобы для оказания помощи голодающим Поволжья, изъяли почти все оставшиеся после разных реквизиций периода революции и гражданской войны последние ценности. В основном это были серебряные изделия: кубки, дискосы, звездицы, кресты, лжицы, подсвечники. Больше в храмах ничего не оказалось, так как все остальные ценные вещи из золота растащили или изъяли ранее. 
            1929 год – «чёрный» год для церквей Михайловского района. С марта по декабрь закрыли 17 храмов, всего их на 1 января 1930 года насчитывалось – 21. Четыре чудом остались действующими: Преображенская в Рышково, Николаевская в Гнани, Николаевская и Богословская в Михайловке. Имущество закрытых церквей отдали верующим, частично передали в распоряжение Райфинотдела, здания отписали под клубы, школы и склады зерна. В отчётах работники сельсоветов писали, что церкви закрыты «по желанию и постановлению большинства трудящихся», хотя на самом деле это «большинство» требовало открытия храмов и писало гневные письма на действия местных властей, а также по причине «ветхости зданий», «неуплаты налогов» или «распада религиозной общины». Все названные причины были надуманными, насквозь пропитанными ложью, и не соответствовали реальному положению дел. Тем не менее, коммунисты, используя административные рычаги, достигли своей цели – почти все молитвенные православные заведения в Михайловском районе ликвидированы. С закрытых храмов тут же начали снимать колокола и отдавали на переплавку. Так, в Гнани колокола весили 500 кг, в Лужках – 853 кг. Всего по Михайловскому району в 1930 году сняли колоколов и отдали на переплавку общим весом – 22.386 кг. Священнослужителей, кто не успел сбежать, после ликвидации религиозных общин арестовали по 58-й статье и сослали на каторжные работы в исправительно-трудовые лагеря, многих впоследствии расстреляли. Их обвиняли в антисоветской деятельности за то, что они выступали против закрытия церквей, гонений на православие, но многие не произносили никогда подобных речей, тем не мене были репрессированы по причине принадлежности к духовному сословию.
            Здания закрытых церквей, употреблявшиеся колхозами для хозяйственных нужд, пережили время немецкой оккупации. Фашисты не разрушили в Михайловском районе ни одной церкви. Уничтожение их началось весной 1943 года советскими солдатами. Они взорвали несколько храмов для строительства дорог. Остальные уничтожены в 1950-60-е годы по инициативе местных властей.
       Сразу же по окончании Великой Отечественной войны верующие сёл Погорельцево, Андросово, слободы Михайловки обратились в Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР с просьбой об открытии церквей в названных населённых пунктах и получили положительный ответ. Всего лишь три храма действовали в послевоенное время на территории Михайловского района, из них два, в Погорельцево и Андросово, со временем закрыли, и только Михайловская церковь оставалась единственной постоянно действующей на всю округу несколько десятилетий.
        В  настоящее время на территории Железногорского района действуют 7 сельских приходов, в которых имеются церкви: Андросовский, Жидеевский, Михайловский, Погорельцевский, Студенокский, Магнитный, Клишинский, и два прихода, арендующие помещения для совершения религиозных обрядов: Линецкий и Разветьевский.
         Также известны четыре святых источника, оборудованных и приведённых в порядок верующими: Гнанский (с.Гнань), Кузнецкий (сл. Михайловка), Хлынинский (с. Андросово), Тихона Амафунтского (д. Погарище). До революции в приходе каждой церкви имелся святой источник, все они в настоящее время забыты и заброшены. 

 

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now