История Покровской церкви в слободе Жидеевке      

       В октябре 2012 года в Жидеевке отмечали престольный праздник Покров и 220-летие со дня освящения каменного храма, существующего по сей день. Доподлинно известно, что построен он в 1792 г. на средства местных прихожан и богатого жителя слободы Михайловки - Долгополова. Два с лишним века - срок немалый, но история жидеевского прихода началась задолго до указанной даты, о чём стало известно совсем недавно из обнаруженных архивных документов. 
     Деревня Жидеевка в начале XVIII века стала собственностью графа Б.П. Шереметева. Местное русское население было немногочисленным, поэтому граф в 1708 г. массово переселил туда из своих южных вотчин жителей Слободской Украины. Сразу же после переселения малороссияне построили у себя церковь, которая впервые упоминается в переписной книге Курского уезда 1710 г.: «Село Жедеевка, в нём живут черкасы; в том селе церковь деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, при ней во дворе поп Федор Григорьев сын Хмелевской, у него попадья Пелагея да сын Василий». Так что жидеевский церковный приход появился более 300 лет назад.
       Населённый пункт к 1740-м годам в бумагах вотчинной конторы стал именоваться слободой, что говорит о преобладании среди жителей выходцев из Малороссии. Спустя 30 лет тщанием прихожан и графа Шереметева была построена новая деревянная церковь, освящение которой состоялось 1 октября 1741 года. В XVIII веке слобода входила в Усожский стан Курского уезда и относилась к Белгородской епархии, затем вошла в Дмитриевский уезд и Курскую епархию. Первым приходским священником стал «поп Фёдор Григорьев». Он упомянут также и в переписи церковников Курского уезда 1744 года вместе с сыновьями Фёдором и Василием. 
      После кончины «попа» Фёдора прихожане оставались больше года без духовного пастыря, что их крайне расстраивало. Тогда они сами подыскали нового кандидата на должность священника, который устраивал их во всех отношениях, хотя и не имел семинарского образования. Самое главное – был добрый и знал грамоту. Оставалось только получить одобрение помещика и утвердить в духовном правлении, для чего господину графу Петру Борисовичу Шереметеву было подано нижайшее прошение: «В Вашей вотчине в слободе Жидеевке священник Фёдор Григорьев в прошлом 1763 годе в марте месяце умре, а с того времени церковь стоит без служения, потому мы в мирских требах претерпеваем крайнюю нужду. Хотя Курское духовное правление и определило для всяких мирских треб наезжать священнику села Рыжкова, который временем и бывает, но весьма мало, особо в летнее время. Того ж ради оной слободы Жидеевки атаман Матвей Коробкин и все подданные желают: быть священником михайловскому жителю Михайле Иванову сыну Борзаковскому, для чего и подали за руками своими приговор, и какое о том Ваше указание повелено будет – так тому и быть. Живёт он в слободе Михайловке своим двором в подданстве добропорядочно и грамоте умеет, к тому ж иконописец, и человек доброй и состояния хорошего».
          Прошение прихожан было удовлетворено, и желанный Борзаковский стал священником в их церкви.
        В 1752 году Жидеевку посетил во время обозрения церквей Белгородской епархии Святитель Иоасаф, сделав замечание по поводу неправильного устройства престола. Известно также, что епископ Курский и Белгородский Иустин дважды посещал слободу: в 1888 и 1892 годах.
      Как уже было сказано, каменный однопрестольный храм был построен в 1792 г. Подробное описание его внешнего и внутреннего вида в январе 1887 г. составил приходской священник Василий Иваницкий: «Церковь находится в центре слободы на ровном месте, в 80-ти саженях от реки Усожи. Колокольня первоначально была устроена на сводах притвора деревянная, в два яруса. В 1834 г. сделана вместо неё на том же месте каменная, четырёхугольная, тоже двухъярусная. Строителем был крестьянин слободы Жидеевки Николай Ефимович Жилин. На колокольне 5 колоколов, на большом вылито изображение Пресвятой Богородицы и указан вес: 33 пуда 11 фунтов. Иконостас простой, покрашен масляной краской, четырёхъярусный. Иконы в иконостасе обновлены умершим ныне живописцем, жившим в Жидеевке, мещанином Иаковом Акинфеевичем Костомаровым. Из древностей в храме имеется деревянный крест, употребляемый при проводах усопших младенцев, в один аршин величины с нарезною надписью на оборотной стороне следующего содержания: «Освящён сей храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Кромского уезда Речицкого стана села Высокого Успенской церкви попом Василием Петровым по Указу Преосвященнейшего Саввы, епископа Коломенского и Каширского, октября 1 дня 1741 году».
       По данным на 1908 год приход насчитывал всего 317 душ мужского пола, церковь владела 35 десятинами земли, при церкви действовала земская школа, где Закон Божий преподавали приходские священники, штат состоял из священника и псаломщика. Священнику предоставлялся дом и жалованье – 294 руб. По причине бедности прихода происходила частая смена настоятелей, а в революционные и последующие годы службу вели по праздникам приглашённые из соседнего Рыжковского прихода священнослужители.
      Имена служителей конца XVIII и начала XIX в. не сохранились. Имеется только упоминание, что в 1816 г. служили в церкви священник Иоанн Борисович Еленский, дьякон Пётр Иванович Борзаковский и пономарь Василий Иванович Хмелевцов. 
       Информация о церковнослужителях позднего периода (1840-е – 1920-е гг.) более полная. Известны следующие священники: Павел Автомонов, Вениамин Городенский, Василий Иваницкий, Василий Кремпольский, Сергей Коротков, Василий Иванов, Василий Карпинский, Макарий Иванович Дьяконов, Василий Стефанович Булгаков. Булгаков прослужил до 1913 года. После его смерти начинается полная чехарда с назначениями. За год поменялись несколько священников. Временно назначили студента Курской Духовной семинарии Дмитрия Федюнина, а пришедший из Рыльского уезда Матфей Архангельский вскоре умирает. Назначенный на его место учитель Пальцевской церковно-приходской школы Яков Солодовников отчислен от должности как не справившийся. Священник села Гаева Фатежского уезда Пётр Попов за разные проступки переведён в Жидеевку, но отрешён от занимаемого места и низведён на полгода в причётники с запрещением священнослужения. Затем, с 1914 г. до самой революции, священническое место оставалось свободным. 13 августа 1917 г. назначили священником Павла Тимофеевича Карасёва, перемещённого из Черниговского уезда. Несмотря на то, что ему дали хорошую характеристику, она не повлияла никаким образом на долгое пребывание Карасёва в жидеевском приходе. Через месяц верующие искали себе нового батюшку. Пригласили к себе на службу дьякона Григория Яковлевича Мелихова из села Киликино Дмитриевского уезда. Он им понравился. Мелихов и сам изъявлял желание перейти в Жидеевку, однако инициатива снизу не вдохновила членов Курского епархиального совета, прошения прихожан и дьякона отклонили по разным причинам и предложили заняться поисками нового кандидата. Претендент был найден: им стал дьякон Богоявленской церкви из села Ольховатки Фатежского уезда Александр Солодовников. В июне 1918 года он подал прошение о назначении его в Жидеевку священником. Начальство отказало ему по причине малограмотности. Вскоре приехал в слободу по собственному почину новый претендент искать себе место службы – безместный священник Диодор Зверев. Но то ли ему приход не понравился, то ли он не приглянулся прихожанам – уехал он оттуда и больше никогда не вернулся, да ещё вытребовал в Епархии деньги, что потратил на проезд до места и обратно. И только в апреле 1919 года наконец-то назначен священником бывший дьякон Преображенской церкви соседнего села Рыжкова – Александр Алексеевич Попов, да и тот в 1921 г. перешёл в с. Генеральшино. 
     Как ни странно, но псаломщики оказались более постоянными, хотя материальное обеспечение их было намного скромнее, чем у настоятелей. За довольно-таки большой период, с 1860-х годов до 1917 года, поменялось всего несколько псаломщиков: Афанасий Соколов, Михаил Андреевич Попов, Василий Васильевич Юрьев и Павел Бобнев. Последний в 1916 г. взят на войну. В послереволюционные годы штатных псаломщиков не было, их обязанности на добровольных началах исполняли верующие.
          Церковными старостами избирались с 1888 по 1909 гг. крестьяне Стефан Чурюкин и Василий Жилин. Жилин, кроме усердия по хозяйственным делам на благо церкви, известен ещё и тем, что в 1904 году пожертвовал средства в пользу Курского епархиального попечительства за разрешение погребения его набожной матери в церковной ограде.
          7 мая 1922 г. церковь посетили члены комиссии по изъятию ценностей – Ошкадёров и Рубцов. В присутствии верующих они осмотрели имущество, но ничего ценного там уже не нашли, за исключением одного серебряного креста 84-й пробы около фунта весом, который и изъяли. 
          10 сентября 1929 года церковь закрыли и собирались отдать здание под маслобойный завод, но по настоянию верующих храм открыли. Служба в нём велась до Великой Отечественной войны. Во время войны в селе стоял немецкий гарнизон, колокольня и придел были разрушены, сохранившаяся часть храма использовалась немцами в качестве тюрьмы. После войны здание использовали как конюшню, склад удобрений, магазин для продажи керосина. К 90-м годам ХХ века небольшая сельская церквушка имела плачевный вид: купол обветшал, крыша провалилась, фрески пришли в негодность, полы сгнили. В 1996 году стараниями благочинного Анатолия Токмакова был создан приход. С 2001 года священником Вячеславом Исаенковым начата работа по восстановлению храма. Стены внутри здания очистили до самого кирпича, притвор храма и купол отстроили заново. Районные предприятия выделяли кирпич, древесину и другие стройматериалы. На пожертвования прихожан заказали иконы. Безвозмездно трудились над восстановлением церкви как местные жители, так и жители соседних сёл и города Железногорска. 
 Храм восстановлен и действует. С 16 марта 2004 года настоятелем церкви является иерей Виталий Герасимчук.
      В 2007 году в церковь проникли воры и унесли несколько старинных икон. Эти же четверо безработных железногорцев, переодевавшихся в милицейскую форму, ограбили и Никольский храм в Михайловке. Поймали их в Троснянском районе Орловской области после ограбления старушки из старообрядцев в селе Студенок, изъяли 60 с лишним старинных икон, но иконы из Жидеевки и Михайловки исчезли бесследно, они их уже успели продать. 
      В 2010 году правительство Российской Федерации за подписью В.Путина передало безвозмездно в собственность приходу Покрова Пресвятой Богородицы здание храма.
    14 октября 2012 года при большом скоплении верующих епископ Вениамин совершил праздничную Божественную литургию. Это была первая епископская служба со времени восстановления храма.

© Сургучев Сергей, 2017

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now